
Помощник президента России Юрий Ушаков и министр иностранных дел Сергей Лавров вылетели в Саудовскую Аравию, где 18 февраля встретятся с делегацией США, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
По его словам, переговоры будут посвящены «восстановлению всего комплекса российско-американских отношений», а также «подготовке возможных переговоров по украинскому урегулированию и организации встречи двух президентов».
Он также анонсировал, что участники переговоров предоставят президенту полный доклад, в том числе при необходимости срочный. Место встречи было выбрано из соображений, что оно «в целом устраивает и американскую сторону, и российскую сторону», подчеркнул Песков.
Стоит отметить, что некоторые эксперты связывают выбор Саудовской Аравии в качестве переговорной площадки с тем, что Трамп хочет увязать украинский вопрос с ближневосточным.
Так или иначе, выводов делать рано, мы толком не знаем, что конкретно будет в повестке данных переговоров. И в сколько раундов они продлятся. И состоится ли также анонсированная встреча президентов, и когда.
Пока имеем только то, что делегация российских переговорщиков определилась…
— В Эр-Рияд едут самые главные должностные лица России по вопросам внешней политики после Президента РФ, — отмечает главный военный политолог — доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев.
— Лавров — глава МИД и Ушаков — помощник главы государства по внешней политике являются самыми компетентными во внешнеполитической деятельности нашей страны и доверенными лицами как со стороны Президента РФ, так и со стороны всего российского общества.
Тем более, что Ушаков в своей дипломатической карьере был послом России в США. То есть, по сути, делегацию нашей страны возглавляет самые что ни на есть первостепенные, а значит и полномочные, лица.
«СП»: Можем ли мы рассчитывать на что-то на этих переговорах? Каковы ожидания? Или это разведка боем?
— Российская делегация едет на переговоры с США в Саудовскую Аравию, чтобы определиться по следующим вопросам:
— Можем ли мы о чём ли договориться с нынешней администрацией Трампа? Если да, то о чём?
— Если желание у администрации с нами договариваться и по каким вопросам?
— Насколько официальный Вашингтон готов идти нам навстречу? Насколько он понимает нашу точку зрения? В особенности, что касается истоков конфликта России с нынешней киевской властью.
То есть эти российско-американские переговоры я бы назвал, пользуясь спортивной терминологией, «пробным подходом к снаряду». Безусловно, что Лавров и Ушаков напомнят, в случае чего, руководителям американской делегации о высказываниях Президента РФ от 14 июня 2024 года о наших условиях для начала переговоров, о необходимости легитимизации украинской переговорной стороны.
И, главное, что мы не поступимся нашими интересами, учитывая негативный опыт России общения с Западом, прежде всего в сфере договорной деятельности.
«СП»: А что туда везут американцы? Как бы вы оценили состав американской делегации?
— Что везут американцы, точно не скажет ни один эксперт. Пока никакой конкретики от американской стороны не звучало. Именно за этим мы и едем в Эр-Рияд, чтобы услышать конкретику!
«СП»: Какая степень проработки может быть достигнута? Сколько еще таких встреч и в каком составе должно пройди до встречи президентов?
— Всё зависит от понимания с обоих сторон возможности о чём-то договариваться. Возможно, что речь будет идти именно об улучшении российско-американских отношений и, прежде всего, в экономической и военно-политической сферах.
По Украине, возможно, мы будем договариваться не об урегулировании конфликта, а о правилах поведения с обоих сторон, в ходе конфликта. В особенности в сфере ядерной безопасности.
А также будет обсуждаться, скорее всего, вопрос защиты прав палестинского народа и недопущения разрастания конфликта между Ираном и Израилем. В любом случае вряд ли сразу же после этих переговоров в Эр-Рияде состоится встреча Путина и Трампа. Для этого, как минимум, должно состояться еще не менее 2-х предварительных российско-американских переговоров.
«СП»: Какой документ должны будут подписать Путин и Трамп, и будет ли в нем упоминаться суверенная Украина?
— Полагаю, что по итогам встречи Путина и Трампа должен быть подписан Меморандум о развитии российско-американских отношений. Украина в нём будем упоминаться с точки зрения намерений Высоких Договаривающихся Сторон урегулировать этот конфликт.
— Не думаю, что состав нашей группы переговорщиков окончательно определился, но сам факт того, что на предварительные переговоры были отправлены именно Лавров и Ушаков, свидетельствует о том, что российская сторона серьезно относится к возобновлению контактов с США, — говорит политолог, председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Лавров и Ушаков — это те лица в системе власти Российской Федерации, которые оказывают существенное влияние на принятие решений во внешней политике нашего государства.
«СП»: С чем мы туда едем? Чего ждем? На что рассчитываем? А американцы с чем?
— Естественно, наша делегация едет туда со своими предложениями. Я думаю, мы ожидаем того, что российские инициативы как минимум будут рассмотрены. Если бы американцы не желали никакого диалога с Москвой, они бы и дальше шли на эскалацию конфликта. Но на данный момент Соединенные Штаты Америки в лице президента Дональда Трампа существенно меняют свою стратегию по Украине и России.
У американцев в ходе этих предварительных переговоров будет свой план. Я думаю, они заинтересованы в достижении прогресса по вопросу быстрого прекращения огня. Трампу необходимы быстрые и молниеносные победы, в том числе и по вопросу России и Украины. И именно в таком ключе он, видимо, и наставляет свою команду, отвечающую и за направление России, и за направление Украины.
«СП»: Есть такая версия, что Трампу важен не мир, а сам процесс. Исходя из этого, можно ли предположить, что переговоры будут долгими, и не факт, что результативными?
— Возможно, Трампу необходим процесс, но, как я уже сказал, ему необходимы и результаты.
Как минимум, американскому президенту надо, чтобы прекратился огонь на линии соприкосновения. Его изначальные инициативы на эту тему, о которых говорили в медиа, несколько не соответствуют тем представлениям мирного урегулирования, которые имеются у Москвы.
Поэтому, на мой взгляд, переговоры будут долгими. Россия не проигрывающая сторона в этом конфликте, ей нельзя предъявлять ультиматумы.
С нами невозможно говорить на языке силы. Поэтому нам предстоят долгие переговоры.
«СП»: Что дальше? Удастся ли согласовать нечто, что потом подпишут Трамп с Путиным? А Украину допустят к подписанию?
— Не факт, что президент Путин и президент Трамп вообще должны подписывать какие-то документы. И давайте не ограничиваться темой Украины. Я думаю, что и у Путина, и у Трампа помимо Украины достаточно тем для обсуждения и переговоров.
Я не исключаю того, что во время их первой встречи не будет подписываться никаких документов, а если будут, то, возможно, это будет какое-то коммюнике о намерениях налаживать отношения. А вот в последующей встрече, если она будет, возможно подписание каких-то важных документов, в том числе и по вопросу украинского кризиса.
И вот тогда уже мы можем и рассуждать, будет ли Украина ставить подпись под каким-то документом, или нет. И вообще интересно, что к тому моменту будет с Украиной.
«СП»: Украину на переговоры не позвали, но сообщается, что Зеленский в среду прибудет в Эр-Рияд. Зачем?
— Возможно, Зеленский будет общаться с американской делегацией после того, как она встретится с российской. Американцы могут передать требования россиян к главарю киевского режима. Такой вариант тоже возможен. Он не единственный.