
Европа может финансировать Украину в одиночку, используя замороженные российские средства. С такой инициативой выступил премьер Польши Дональд Туск на фоне переговоров России и США без участия Европы. Он призвал страны ЕС предпринять конкретные действия для поддержки киевского режима.
«Первое. Давайте профинансируем нашу помощь Украине за счет замороженных российских активов. Второе. Давайте усилим воздушную охрану, защиту Балтии и границ ЕС с Россией. Третье. Давайте быстро примем новые финансовые правила для финансирования безопасности и обороны ЕС. Сейчас!» — написал он на своей странице в соцсети.
Накануне Туск заявил, что вынужденная капитуляция Украины означала бы капитуляцию всего сообщества Запада со всеми вытекающими последствиями.
Понять истерику евробюрократии можно. Вопрос в том, есть ли у них возможности для конкретных действий.
Об использования российских средств в размере 300 млрд для поддержки Украины говорится не первый день. Но до сих пор они на это не решались из страха испортить свою финансовую репутацию перед всем миром.
Но если США во главе с Дональдом Трампом и впрямь решат переложить всю ответственность за Украину, в том числе, финансовую, на плечи Европы, то Брюсселю будет уже как бы нечего терять, и он может пойти на шаги, ранее считавшиеся нереалистическими.
И потом, финансировать Киев на что-то им все равно придется. А свои деньги тратить не хочется, если они у ЕС вообще остались… Пойдут ли ни на это сейчас? Созрели?
— Да, пойдут, — не сомневается доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Вадим Трухачев.
— Скорее всего, не все замороженные средства, но какую-то их часть наверняка пустят на помощь ВСУ. Потому что европейцы устали, что к ним ради финансирования Украины залезают в карман. А так в карман лезть лишний раз не придётся.
«СП»: Может, своих денег банально мало? Не хватит в одиночку содержать Украину?
— Свои пока есть, но есть и широкое недовольство тем, что на Украину идёт слишком много. Даже в глубоко антироссийской Польше есть такое недовольство. При всём том, что европейцы Россию в массе своей не любят, тратиться на Украину они желанием не горят.
«СП»: Что конкретно потеряет Европа при капитуляции Украины, кроме получения некой моральной травмы? А что приобретет? Может, ну ее, Украину…
— Для европейской элиты Россия — идеологический и самый принципиальный противник в мире. Она на нас буквально зациклена. И любой успех России будет равен её поражению. Тут нельзя смотреть с нашей колокольни.
Надо вжиться в образ фон дер Ляйен и Рютте. С их точки зрения, любой успех России и поражение Украины — это поражение ЕС, НАТО и всего Запада.
Теоретически Европа могла бы получить прекращение конфликта на своих границах и более удовлетворённую своим положением Россию. Но для большинства из них любое усиление России — вещь как минимум нежелательная.
«СП»: Как долго Европа сможет одна финансировать Украину? А потом что?
— Если говорить о сохранении нынешних объёмов финансирования Украины с учётом взносов США — не более полугода. Потому европейские элиты стремятся любой ценой сохранить хотя бы частичное американское финансирование ВСУ.
И ради этого они будут готовы пойти Трампу на существенные уступки. Потому что вопрос противостояния с Россией для них является самым принципиальным.
— На самом деле главное следствие проигрыша Украины для европейцев — это вящее доказательство всему миру, что Европа не является субъектом мировой политики, — убежден политолог Владимир Блинов.
— Идти в фарватере США и выступать против собственных экономических интересов — их главная участь.
Извечная враждебность Европы к России стала еще одним доказательством этого конфликта, развеяв сомнения на этот счет даже заядлых сторонников Запада, к которым еще недавно относилось руководство нашей страны.
Теперь русские в этом не сомневаются и не пойдут на поводу сладких речей о партнерстве. Европейские страны предоставлены сами себе, не обладая возможностью к объединению и отстаиванию собственных интересов.
Особенно обидно заядлым русофобам на востоке Европы, к которым относится польское руководство. Многое из сказанного Дональдом Туском является словами отчаяния.
Заядлых поджигателей конфликта в Европе, намеренных разжечь его еще сильнее в пику усилиям Дональда Трампа, не найдется. Для передачи замороженных средств воли одной Польши будет недостаточно.
Сказанное — это агония на фоне общеевропейского уныния. Европа лишена возможности найти консолидированное решение. США и Россия договорятся самостоятельно, а все отдельные страны Европы будут поставлены перед фактом звонком из Вашингтона.
— «Предложения» Туска отражают высшую степень растерянности и отчаяния, — считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Создаётся ощущение, что европейские политики, потеряв четкую установку, как им себя вести, пытаются продолжать проводить линию на эскалацию, однако не до конца понимают, что они могут предпринять — за исключением выступлений с громкими заявлениями.
Прежде всего причина их недееспособности объясняется отсутствием достаточных ресурсов и реального влияния. Сложно не согласиться с мнением главы МИД России, характеризующим такую линию поведения как трагикомичную.
Для Европы капитуляция Украины идентична капитуляции самой Европы, да и коллективного Запада, в целом. Вот только капитуляция Европы, равно как и коллективного Запада, по факту уже произошла…