
Рейтинг блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) за два дня до выборов в немецкий парламент опустился на два пункта — до 28%. Это следует из результатов исследования Politbarometer («Политический барометр»).
По данным опроса, Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) по-прежнему набирает 16% поддержки, «Альтернатива для Германии» (АдГ) поднялась на один пункт — до 21%, рейтинг «Зеленых» по-прежнему составляет 14%, «Левые» улучшили свой результат на один пункт — до 8%, «Союз Сары Вагенкнехт — за разум и справедливость» (ССВ) и Свободная демократическая партия (СвДП) рискуют не преодолеть пятипроцентный порог прохождения в бундестаг —проголосовать за них готовы лишь по 4,5% при проходном барьере в пять процентов.
На посту канцлера избиратели хотели бы видеть: кандидата ХДС/ХСС Фридриха Мерца — 32%, кандидата от «Зеленых» Роберта Хабека — 21%, кандидата СДПГ Олафа Шольца — 18%, кандидата АдГ Алис Вайдель — 14%, не определились — 15%.
Из результатов опроса следует, что из 630 мест в парламенте ХДС/ХСС получили бы 203, АдГ — 152, СДПГ — 116, «Зеленые» — 101, «Левые» — 58.
Почему рейтинг немецких партий меняется накануне выборов? Может что-то радикально поменяться? Или нас снова ждет коалиция ХДС/ХСС и СДПГ, как и предсказывали эксперты еще полгода назад?
— Эти колебания не выглядят значительными и вряд ли поменяют общую картину, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Снижение популярности крупнейших старых партий — давняя тенденция. Это свидетельствует об общем росте недовольства продвигаемой ими повесткой и о том, что новые общественные запросы перехватывают партии типа «АдГ» или «Левых»
«СП»: А рейтинг «АдГ»? Растет ли он?
— Судя по данным опроса, у «АдГ» незначительный рост. Но на общую картину он не влияет, а электоральная баз партии остаётся ограниченной восточной Германией
«СП»: Что если произойдут какие-то резонансные события типа новых терактов? Изменится ли картина? Что еще должно случиться, чтобы она поменялась?
— Германия оказалась электорально расколотой. Западные земли голосуют в основном за старые партии, а вот бывшая ГДР — за «АдГ» и «Левых». Этот раскол выглядит устойчивым и свидетельствует о сохраняющихся глубинных различиях между западными и восточными землями. Но это же ограничивает и электоральные возможности «АдГ» — западные немцы предпочитают голосовать за привычные им партии.
«СП»: Все последние месяцы эксперты прогнозируют коалицию ХДС/ХСС с СДПГ. По-вашему, так и будет?
— Да, это весьма вероятно, т.к. такая коалиция гарантированно не пропустит «АдГ» во власть.
«СП»: Шольц ранее исключил возможность создания коалиции с «Левыми» и ССВ. Почему? Тогда он мог бы претендовать на роль лидера, а в коалиции с ХДС он будет только вторым…
— Похоже, что Шольц к лидерству не стремится — и с удовольствием сложит с себя канцлерские полномочия. Опять же, коалиция с «Левыми» и Сарой Вагенкнехт — это нежелательный прецедент объединения с партиями, которые в Германии считаются несистемными. СДПГ на это не пойдет, она заинтересована в сохранении привычного баланса.
«СП»: А возможна ли коалиция «АдГ» с ССВ и «Левыми»?
— СВВ и «Левые» балансируют на грани прохождения в Бундестаг. То есть даже если они и пройдут, для создания правящей коалиции этого будет недостаточно.
«СП»: Какие еще сюрпризы можно ожидать от выборов в Германии, есть ли какие «сюрпризные» аналогии в немецкой истории?
— Сюрпризы, конечно, возможны. Традиционная олигополия ХДС и СДПГ поколеблена, евроскептицизм набирает популярность. В то же время западногерманский бюргер все ещё настроен консервативно и настороженно по отношению к новым партиям, в основном выигрывающим выборы на востоке.
— Давайте начнем с того, что мир вообще изменился и прежним уже не будет, — говорит политолог Владимир Можегов.
— Не будет и прежней Германии. В городе новый шериф, как сказал Вэнс. И этот шериф намерен смести нынешние европейские политические элиты, символом которых и является Германия — самая несвободная, самая закованная в кандалы глобализма страна Евросоюза.
Все ее нынешние системные партии не стоят, по мнению Трампа, ничего, всем им пора уступать место молодым и горячим, таким как Вэнс, Маск и партия Трампа. А Трамп, Маск и Вэнс ставят на «АдГ». Для последней это «благословение» — начало пути к Олимпу. Теперь ее уже не будут воспринимать как маргиналов и «фашистов», теперь это партия Трампа, партия новой власти, партия новой Европы. Это первые выборы «АдГ» в новом качестве. И главная интрига этих выборов — сколько голосов наберет «АдГ»?
Уже сегодня — вторая сила в стране. 25% голосов на нынешних выборах — вполне возможный для нее результат.
Что касается партий системных, то все они падают, разлагаются и будут падать и разлагаться и дальше. Если же совсем кратко по нынешним выборам: канцлером станет Мерц во главе крайне неустойчивой коалиции, вероятно еще более неустойчивой, нежели коалиция Шольца.
«СП»: Каков ваш прогноз на итоги выборов?
— В бундестаг пройдет 5−7 партий, преодолевших 5% барьер. Точно можно сказать, что не будет больше «светофора», который полностью провалился, что не будет союза с левыми, и что новый «крыловский квартет» будет ничем не лучше старого. Так что да, коалиция ХДС/ХСС с СДПГ, которые вместе наберут в районе 45%.
На втором месте будет «АдГ». Левые теряют популярность. Союз Сары Вагекнехт, который не так давно набирал 10%, может вообще не пройти в парламент, то же может ждать и от других «Левых». Учтем, однако ж, что 25% избирателей еще не определились. После трамповского шторма и взбучки Вэнса, оттоптавшегося на «системных» элитах, весьма вероятно, что эти голоса уйдут правым и левым.
Никто не будет голосовать за политические трупы. Их время вышло. В новых же условиях, в новой становящейся Европе коалиция левых и правых против разлагающейся «системы» вполне возможна.
Начиная с проигрыша в Первой мировой войне и крушения Второго Рейха Германия не была свободной страной. Веймарская республика управлялась из США (банкиры ФРС фактически приватизировали тогда промышленность, активы и финансы Германии по плану Дауэса 1923 года) и из Лондона.
После Второй мировой Германия — полностью зависимый сателлит США, фактически оккупированная страна. Оккупированная глобалистами, демпартией — подчеркнем. Сегодняшний конфликт — это конфликт между оккупационным глобализмом (демпартией) и трампизмом, который пришел страну освободить и вернуть ее немцам.
Так во всяком случае видят дело Маск и «АдГ». Главный немецкий сюрприз еще впереди. Когда Трамп и Маск сломят сопротивление глобалистов и приведут к власти в Германии «АдГ» — это станет концом глобализма во всей Европе.
«СП»: Насколько ситуация с Украиной и беспрецедентный наезд Трампа-Вэнса на Европу изменил что-то в сознании немецких избирателей? Чего нам ждать от Германии?
— Трамп изменил буквально все, а изменит еще больше. Если бы выборы завтра происходили не в Германии, а в Англии, к власти пришла бы Партия реформ Фараджа, то есть английские трамписты, а сегодняшний британский политикум (консерваторы — лейбористы) был бы сломлен и отброшен.
Так, думаю, в скором времени и будет, и тогда посыплется вся нынешняя европейская политическая архитектура. Что для этого нужно? Проигрыш евроэлит в войне на Украине. Именно на это Трамп и ставит. Оглушительное фиаско Зеленского станет и концом нынешних глобалистских элит, нынешнего Европарламента, нынешнего Евросоюза.
Все это Трамп ненавидит, и все это он сметет. Что же взамен? Трамп видит новую, будущую Европу такой, какой ее в свое время видели Де Голль и Аденауэр — не такую Европу, которой управляют мутные бюрократы из надгосударственных управляющих контор Лондона и Женевы, а Европу отечеств, национальных государств с народным смыслом. Союз таких национальных государств, Европу отечеств — таким видит будущее континента Трамп, таким его видят «АдГ», Орбан, Ле Пен, Мелони. Такой вероятно и будет новая консервативная Европа, которую построит «император» Трамп.