
Владимиру Путину необходимо встретиться с Владимиром Зеленским для обсуждения урегулирования конфликта на Украине, считает президент США Дональд Трамп.
«Мне кажется, что президент Путин и президент Зеленский должны встретиться. Я хочу видеть прекращение огня и хочу видеть заключение сделки», — заявил он.
Накануне Трамп сетовал, что Зеленский за три года «плохо вел переговоры» и не смог положить конец боевым действиям, в то время как Россию «можно было бы легко отговорить» от начала полномасштабного конфликта. В связи с этим он счел необязательным присутствие Зеленского на переговорах.
До этого он достаточно резко выразился о Зеленском, назвав его «диктатором» и фактически намекнув, что выборы на Украине неизбежны.
Теперь вот получается, что Зеленский не диктатор, и Путин должен с ним о чем-то договариваться? Но о чем? Какую роль в таком случае Трамп видит для себя и как это сочетается с российско-американскими переговорами подчеркнуто без приглашения Украины?
Москва ранее давала понять, что готова к переговорам даже и с Зеленским, не уточняя также, о чем конкретно. При этом Владимир Путин не раз называл просроченного украинского президента нелегитимным. А как тогда с ним договариваться?
Одно дело — подписание капитуляции. Это Зеленский как глава киевского режима может. А договариваться о будущем Украины с человеком сомнительного статуса…
— Негативное отношение Трампа к Зеленскому не отменяет того факта, что Трамп хочет примерить на себя лавры миротворца, — уверена председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Этим объясняется крайняя непоследовательность его высказываний и действий. Трамп стремится продемонстрировать, что именно он является инициатором процесса переговоров, а начать переговоры может в ближайшее время может только Зеленский, поскольку он на данный момент является украинским президентом.
«СП»: Москва не раз давала понять, что готова разговаривать с кем угодно, хоть и с Зеленским. Но считает его нелегитимным. Так готова или нет?
— Думаю, в действиях российского руководства куда больше логики. Путин всегда подчеркивал готовность начать переговоры с кем угодно, в том числе и с Зеленским.
Однако подписание любого обязывающего документа может состояться только если вторая сторона будет легитимной. В противном случае любой договор можно будет впоследствии признать незаконным, поскольку украинская сторона не имела полномочий его подписывать. Именно этим, на мой взгляд, объясняется требование провести выборы на Украине.
«СП»: По-вашему, Трамп все же заставит нас договариваться с Зеленским? Да и может ли он тут надавить на Москву?
— Трамп отлично понимает пределы своего влияния на российскую сторону. Полагаю, именно этим объясняется неожиданное изменение отношения к Зеленскому.
Зеленский остается слабой стороной, на которую можно давить, чтобы приблизить успех Трампа на ниве миротворчества, а Россию нужно завлекать, в какой-то мере задабривать.
Однако это не исключает того, что в какой-то момент Трамп попробует давить и на Россию, угрожая усилением санкций.
«СП»: А о чем Москве говорить с Зеленским?
— Требования к Украине давно обозначены и в выступлениях Путина, и в заявлениях Лаврова. Думаю, что для первых контактов российской и украинской сторон необходимо признание присоединенных территорий частью Российской Федерации.
Зеленский не сможет на это пойти, поэтому, полагаю, что в ближайшее время непосредственные контакты Путина и Зеленского исключены.
«СП»: Bloomberg утверждает, что Зеленский хочет встретиться с Трампом раньше, чем Путин. Это возможно? Да и после всего сказанного о Зеленском, захочет ли Трамп с ним встречаться?
— Я уверена, что это вообще не связанные вещи. Зеленский жаждет пообщаться с Трампом — и это вполне объяснимо. Он должен продемонстрировать политическую поддержку со стороны США, поэтому он так болезненно и отнесся к тому, что Трамп первый позвонил Путину.
В то же самое время он не хочет встречаться с Путиным, поскольку, с одной стороны, понимает, что ему нечего предложить российской стороне в качестве компромисса, а с другой — он боится, что его любое предложение России будет воспринято, как «зрада» со стороны украинских националистов и политических врагов в лице Порошенко или Тимошенко.
— Как бы там ни было, но другого действующего главы у Украины, кроме как Зеленский, пока нет, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Поэтому вопрос даже не столько в его легитимности, сколько в отсутствии альтернатив. Тем более, что другие фигуры в такой ситуации вряд ли могут быть более легитимными.
Разговаривать приходится не с легитимными, а с теми, кто реально контролирует ситуацию.
«СП»: То есть Зеленского рано списали?
— Зеленский — это артист, играющий роль короля. И он будет её играть ровно столько, сколько нужно находящемуся за кулисами заокеанскому режиссёру.
«СП»: У Трампа есть рычаги усадить нас за стол переговоров?
— В любом случае решение о прекращении конфликта должны принимать его стороны, даже если одна из них не субъектна и находится под внешним управлением. Потому, что подпись Киева на документе никто не заменит: Москва и Вашингтон могут между собой договориться о чём угодно, но одно лишь нежелание Зеленского становиться козлом отпущения возьмёт и всё испортит.
«СП»: Говорят, Зеленский хочет встретиться с Трампом раньше, чем Путин. Зачем?
— Это желание естественно: Зеленский понимает, что его уже поматросили и скоро бросят, как и то, что все счета в итоге будут предъявлены ему. Вот он и стремится выторговать себе хоть какую-то индульгенцию. Но Трамп тоже не дурак чтобы вкладываться в отработанный материал.