
В ближайшие 15−20 лет Украине нечем будет отдавать долги, набранные нынешними украинскими властями, убежден бывший премьер страны Николай Азаров.
«Экспорт Украины сократился до минимума. Когда-то у нас было положительное сальдо во внешней торговле, неплохое соотношение госдолга к ВВП. Экономика развивалась… А сейчас официальный долг Украины превышает 156 миллиардов долларов, ВВП страны в лучшем случае 90 миллиардов, по некоторым данным, реально — около 60 миллиардов», — написал он в своем Telegram-канале.
Осенью прошлого года Международный валютный фонд года опубликовал отчет, согласно которому прогнозировал резкий рост госдолга Украины: в 2024 году — до 95,6% ВВП, а в 2025-м — более 106% ВВП.
При этом Запад продолжает давать Украине деньги. Неужели все ее кредиторы рассчитывают, как президент США Дональд Трамп, поживиться ее природными полезными ископаемыми, которых, по мнению многих экспертов, на требуемую американским лидером сумму в стране просто нет…
— Прежде всего, кредиторы Украины уверены в том, что отдавать Киеву долги будет нечем, — говорит председатель КРОО «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Именно поэтому и разграбляются природные богатства Украины, и я сейчас не о редкоземах говорю. Ещё до СВО Зеленский по указке Запада пустил украинский чернозём с молотка. Кредиторы, конечно, хотят сохранения Украины. Эта страна — полигон для всякого черного бизнеса. Например, для выращивания якобы медицинского каннабиса.
«СП»: Сколько реально Запад уже вложил в Украину? Им принципиально продолжать назло России?
— Я думаю, что сосчитать эту сумму невозможно, ведь речь идёт и о бюджетах государств, и о грантах НПО, и о банальных взятках. Как бы речь не шла о триллионах долларов. Действительно, на Украину вкладывались как на площадку для противостояния с Россией. Да и вкладываются до сих пор.
При этом надо понимать, что многие годы Запад деребанит и украинскую госсобственность, и ресурсы.
Но конфликт, на мой взгляд, оказался для них куда дороже, чем ожидалось. Затраты не позволяют им в полной мере отбивать вложенные деньги. Кроме того, не забывайте о политической коррупции в США. Чего только стоит бизнес-схема Хантера Байдена на Украине.
«СП»: А что еще можно взять с Украины?
— Украина — это остатки дешевой рабочей силы, которая доведена до отчаяния и будет работать за копейки. А ещё это оборонные предприятия, культурные ценности (не удивлюсь, что уже частично разграбленные), остатки земли, военный полигон для будущих тренировок и испытаний оружия, это место биолабораторий, транспортные и логистические пути.
«СП»: Как вы оценили бы прогноз Азарова про 15−20 лет?
— При всём уважении, но я придерживаюсь мнения, что политический (даже экономический) прогноз в бурно меняющемся мире не может в полной мере работать на перспективу 15−20 лет. Даже на 5 лет он уже не работает.
Мы три года говорим об СВО и уже забыли о коронавирусе, а вспомните какое влияние оказала пандемия на мировую политику и экономику. А ведь это было всего несколько лет назад. Поэтому, говоря о демографии на Украине, конечно её ждут непростые времена.
Но и тут вопрос: а что от неё останется? И каковы будут миграционные процессы на этой территории в ближайшие 10 лет? Я вас уверяю, даже сверхкомпьютер сегодня не даст вам экспертной оценки на эту тему.
«СП»: Не получится ли так, что часть этого долга (или целиком, если вся Украина войдет в состав России) будет в итоге предъявлена России?
— Я не исключаю того, что России могут что-то предъявить, но дело в том, что мы не будем считать себя должными.
Помните, как наш президент в интервью Павлу Зарубину жестко сказал о том, что соглашение США и Украины по ископаемым никак не касается России? То есть Кремль ещё на берегу переговорного процесса обозначил свою позицию.
«СП»: По воду ископаемых, которые Украина передаст США. Они ведь сейчас кому-то принадлежат? У кого отберут, а у кого оставят? Вот того же Геннадия Буткевича, который владеет ураново-газовым портфелем, а также активом редкоземельных металлов (графит, бериллий, титан и циркон) тронут?
— Зеленский освоил механизм по неправовому отъёму собственности: он просто собирает СНБО и вводит санкции в отношении своих же (!) граждан. Как, например, это было сделано в отношении Петра Порошенко.
Возможно он не трогает Буткевича, потому что тот публично проявлял лояльность Зеленскому, а потом отстёгивал деньги на украинскую армию. Кроме того, медиа сообщали о торговле гуманитарной помощью Буткевичем, а это похоже на совместную бизнес-схему с офисом Зеленского.
Лояльные Зеленскому богатеи переживут новый дерибан, а несговорчивые — нет. Но в наших же интересах, чтобы они уничтожали друг друга и шатали режим.
— Украина сейчас фактически живет за счет внешней помощи ЕС и США, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Сколько конкретно и как именно оформлены эти деньги, сказать сложно. Спор между Трампом и Зеленским показывает, что Белый дом воспринимает финансирование Украины как кредит, а Киев — как безвозмездную помощь. Подобные «недоразумения» возможны и с другими странами.
«СП»: Насколько для них важно вернуть эти деньги? Или для них это было непринципиально, помочь Украине победить Россию стоит любых денег?
— Эти вещи легко обратимые. То, что «отбить» все средства не удастся, думаю, понимают все. Но всегда можно прийти за долгом и потребовать свое, как сейчас делает Трамп. Украина сейчас в кабальной зависимости от своих западных «благодетелей», все зависит от их доброй воли.
«СП»: Почему они продолжают давать? По-вашему, кредиторы Украины так уверены в том, что Украина в любом случае сохранится?
— Если не давать — Украина точно не сохранится, а Запад заинтересован, чтобы сохранилась.
Их задача — сформировать долгосрочную зависимость, чтобы извлекать ренту из Украины можно было на постоянной основе. Поэтому и ЕС, и США заинтересованы, чтобы от Украины осталось как можно больше, и чтобы само ее существование было гарантировано.
«СП»: Допустим, Украина сохранится в нынешних границах. Запасы ископаемых, к которым так жаждет дотянуться Трамп, явно меньше его хотелок…
— Если Украина сохранится в нынешних границах, это все равно будет достаточно крупное по европейским меркам государство. Начнется кампания по восстановлению украинской экономики и инфраструктуры, на которой тоже будут наживаться все, кому не лень.
«СП»: Как, по-вашему, будет выглядеть процесс отдачи? И сколько он займет?
— Загадывать на столь длительный срок достаточно сложно. Но если будет обеспечен долговременный мир, Украина будет встроена в западную экономику, и из нее можно будет свободно извлекать необходимую ренту, в том числе размещая там какие-то нужные Западу производства. Поэтому худо-бедно долги Украина выплачивать будет, и это станет одним из инструментов контроля Запада над ней.