
Михаил Мишустин 26 марта зачитал в Госдуме очередной доклад о работе, проделанной правительством за год, а затем ответил на вопросы депутатов.
Некоторые достижения 2024 года являются поводом для вполне обоснованного оптимизма. Впервые в истории ВВП нашей страны превысил 200 трлн рублей. Развивается промышленность, и что важно — обрабатывающая. Её прирост — 8,5% в год.
Несмотря на расходы, связанные с СВО, страна продолжает строить много новых социальных объектов. В 2024 г. построены заново или реконструированы 10 тыс. поликлиник, 21 детская больница, 1600 школ и 1700 детских садиков, 700 учебно-производственных комплексов для старших школьников, 40 студенческих кампусов, 90 детских школ искусств. Построено и отремонтировано 25 тыс. км автомобильных дорог.
— Что больше всего запомнилось в докладе председателя правительства и дальнейшей полемике Мишустина с депутатами? — на этот вопрос «Свободной Прессы» ответил независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
— Как всегда, самым просторным, «бородинским полем» для дискуссии стал вопрос о ключевой ставке ЦБ. Левые требовали её понизить, и предложить гражданам больше товаров и услуг. Только непонятно, за счет чего.
Если это предложение — за счёт дополнительной поддержки от государства, то применительно к 2025 году решено принять все меры, чтобы бюджет был относительно скромным и не раскручивал инфляцию за счёт всевозможных льготных кредитов.
Сами же депутаты так и решили ещё осенью. Но полемика вокруг денежно-кредитной политики (ДКП) Центробанка остаётся, причём идет не только в Думе.
К примеру, 1 и 2 апреля состоится Московский экономический форум. И хотя там главная тема в этом году — демография, но вторая по значимости заявленная дискуссия — пришло ли время национализировать ЦБ. Вот куда замахнулись!
Понятно, что дискуссия чисто теоретическая будет, статус Центробанка закреплён Конституцией, ст. 75. Но в этом усматривается политическая игра, интрижка. Всем известно, что согласно изменениям в закон о ЦБ от 2001 года, руководитель регулятора избирается Госдумой по представлению президента. И любое давление со стороны оппозиции на руководство ЦБ является скрытым опосредованным давлением на Путина.
В Думе дискуссия о ДКП приобрела неожиданный поворот: спикер Володин иронично спросил у левых: кто у нас тут больше государственник: коммунисты или Мишустин? На что ответ дал лидер «Новых людей» Нечаев: все мы тут в чём-то коммунисты.
«СП»: У правых есть своя бесконечная песня — о защите бизнеса. Что из данного репертуара они исполнили на этот раз?
— Они подняли вопрос, который уже озвучивал Путин. Только в феврале иностранцы купили наших ОФЗ на 47 млрд рублей. До этого иностранный спрос был почти нулевым. Такой прорыв — это очень хорошо.
Но это говорит о том, что многие беглецы с нашего рынка готовятся вернуться. И нужно оберегать от них те ниши, которые уже занял наш бизнес.
Нечаев привёл пример, который всех удивил. Оказывается, в последние 30 лет в России не производили флаконы для парфюмерии. Совсем, только импорт. Но с того момента, как западники ушли, это производство наладили на одном из предприятий Удмуртии.
Поставили суперсовременную мощную печь для выплавки такого стекла, и уже выпустили 250 млн флаконов самого высокого качества. И вот такие производства нужно оберегать от возвращенцев.
У нас уже 13 предприятий выпускают промышленных роботов.
Наше машиностроение за 2024 год выросло на 20%. Да, можно говорить, что стартовали с низкого уровня, но тем не менее.
Поэтому есть у нас встающие на ноги бизнесы, которым западная конкуренция сейчас пока ещё совершенно ни к чему.
И Мишустин подтвердил, что правительство будет защищать тех, кто продвигает Россию в направлении технологического лидерства. Это поддерживают все: и левые, и правые.
«СП»: Мировой тренд последних двух-трёх лет — искусственный интеллект. Как эта тема прозвучала на отчёте правительства?
— Председатель комитета Госдумы по туризму уволил всех своих помощников и полностью перешел на поддержку от ИИ. Это самый высокий показатель работы Госдумы (смеётся). Говорилось об этом.
«СП»: Мишустин начал доклад с того, то ВВП перевалил через 200 триллионов. Почему это так важно, что стало первым пунктом выступления?
— Это, безусловно, достижение. Значение в 4,1% роста достигнуто второй год подряд, а значит суммарный рост за 2 года — более 8%. Это тем более достижение, что его удалось добиться в условиях мощнейшей санкционной войны и СВО.
«СП»: Но промышленные расходы на СВО не мешают, а только помогают экономике, разве не так?
— Это не совсем так. СВО бьет по рабочим рукам. Это — и те гражданские специалисты, которые ушли на фронт, и те, кто переместились на работу в ВПК.
По подсчетам Высшей школы экономики, чтобы нарастить производство вооружений, пришлось привлечь в ВПК 650 тысяч инженеров и рабочих высокой квалификации. Естественно, этих рук теперь не хватает в гражданских отраслях.