
Киев не намерен идти ни на какие территориальные компромиссы в случае заключения мирного соглашения с Россией, заявила заместитель министра иностранных дел Украины Марьяна Беца. «Нам не нужен мир любой ценой» — предупредила она.
На что они рассчитывают? Неужели всерьез думают, что кто-то что-то им вернет? С таким же успехом немцы могут требовать возвращения территорий, которые отошли Польше по итогам Второй мировой войны, в том числе западной части Пруссии, а японцы — возврата Курил. Не проще ли сесть за стол переговоров, чтобы остановить дальнейшую потерю территорий?
— Полагаю, что Зеленского не заботит исход событий, — говорит кандидат исторических наук Сергей Прокопенко.
— Его интересует сам процесс. Пока идут боевые действия, его власть остаётся относительно стабильной. Полагаю, что европейские союзники подтвердили готовность оказывать Украине всестороннюю поддержку в конфликте с Россией.
Нельзя исключать, что президент Украины заручился обещаниями о более активных действиях со стороны ЕС в отношении России. Это вселяет в него надежду переломить ситуацию на поле боя в свою пользу.
«СП»: Раньше надо был думать, когда в 2014-м начинали Донбасс утюжить, а в 2022-м в Стамбуле от договора отказались. Собственно, что им мешало раньше остановиться и предотвратить дальнейшие потери территорий?
— Самоуверенность! Дело в том, что Украину готовили к противостоянию с Россией ещё с 90-х годов XX века. Шаг за шагом русофобия проникала и укоренялась во всех слоях общества на Украине задолго до 2014 года. Майдан 2013−2014 годов стал катализатором активных враждебных действий против всего, что связывало Россию и Украину. Ответные действия России в Крыму окончательно развязали руки украинским националистам, которые пришли к власти.
Враждебная позиция Украины по отношению к России нашла полную поддержку среди глав европейских государств. Осторожная политика России в то время только подогревала амбиции украинских властей, которые отказывались выполнять Минские соглашения и стремились решить вопрос только военным путём.
Украина активно вооружалась, обучала и реформировала армию, усиливалось влияние иностранных агентов и представителей европейских и американских элит на принятие ключевых решений в государстве. У Порошенко, а затем и у Зеленского возникла иллюзия, что Россия слаба и что с помощью США и ЕС Украина сможет достичь всех своих целей военным путём.
Об этом красноречиво свидетельствуют ухмылки В. Зеленского на переговорах с Путиным в декабре 2019 года. Превентивный удар России по Украине 24 февраля 2022 года стал неожиданностью для украинских властей.
Оправившись от шока, Украина при поддержке союзников отказалась от заключения мира с Россией и взяла курс на продолжение боевых действий. Прямо скажем, что формальные основания для оптимистических прогнозов у Зеленского весной-осенью 2022 года были.
Колоссальные финансовые вливания, беспрецедентные поставки вооружений, вовлечённость в конфликт военных профессионалов НАТО и другие факторы вскружили голову властям Украины и вывели конфликт на новый уровень ожесточения.
Россия приняла вызов и смогла адаптироваться к новым условиям. Теперь конфликт в этой фазе остановить крайне сложно. Это противостояние должно завершиться более или менее очевидной победой одной из сторон. Россия сейчас ближе к этой победе. Возможно, Зеленский это понимает, но обратного пути у него нет.
«СП»: Зеленский до этого называл территориальные вопросы красной чертой. Это красная черта для Зеленского и нынешнего киевского режима или для Украины вообще? С кем-то другим обсуждать территориальные вопросы можно будет?
— Территориальные вопросы представляют собой не только красную черту для Зеленского, но и для всей системы власти, сформированной на Украине. Выход к границам 1991 года был возведён украинской пропагандой на пьедестал в качестве главной цели конфликта. Любое отступление от этой цели будет восприниматься украинским обществом как поражение.
Убедить народ, лояльный властям Украины, в обратном будет сложно. Поэтому обсуждение этого вопроса с представителями нынешних элит украинского государства не имеет перспективы.
«СП»: Зеленский также не желает отказываться от НАТО. Это тоже красная черта? Но ведь даже Рютте ему прямым текстом сказал: забудьте! На что они рассчитывают, упираясь?
— Своими высказываниями Зеленский стремится продемонстрировать украинскому народу свою приверженность изначальным целям, которые были поставлены руководством Украины в конфликте с Россией. Зеленский рассчитывает на то, что военные действия будут продолжены.
«СП»: Ещё одной красной чертой можно считать денацификацию. На это власти Зеленского тоже явно не согласятся. А другие люди? Или там нет таких?
— К сожалению, политическая система Украины пронизана радикальным национализмом и русофобией. Население страны мирится с этим, а значительная его часть поддерживает подобные настроения.
В результате, чтобы завершить процесс денацификации на территории Украины, России необходимо поставить вопрос о ликвидации украинской государственности в её нынешнем виде. Другого пути нет! Если сохранится даже малая часть современной государственности Украины, Россия будет постоянно находиться под угрозой. Это станет источником постоянных военных конфликтов на западных рубежах страны.
«СП»: Путин также упоминал «устранение первопричин». В чем они, по-вашему? Не в самом ли факте существования украинской государственном, которая не может принять иную форму, кроме, как «Антироссия»? И что с этим делать? Смена власти же в этом плане ничего не изменит…
— Да, необходима ликвидация государственности Украины в её нынешнем виде. Существует два возможных сценария развития событий. Первый — включение этих территорий в состав Российской Федерации. Второй — это преобразование Украины под жёстким контролем и влиянием России, фактически создание второй Белоруссии. Реализация того или иного сценария трудно прогнозируема, так как зависит от множества факторов.
— Не думаю, что слова представителей Киева об отказе идти не территориальные компромиссы имеют какую-либо силу, — говорит заместитель руководителя Центра изучения гражданских и военных конфликтов (ЦИГиВК) Павел Екатеринин.
— Наш президент уже подчёркивал, что у Украины были шансы сохранить юг Украины (при условии создания сухопутного коридора в Крым), если бы удалось достигнуть мирных соглашений в Стамбуле. Но, с «благословения» Джонсона, Зеленский и команда выбрали путь военной конфронтации. И теперь они хотят, чтобы мы шли на территориальные компромиссы с ними? Думаю, такой вариант событий невозможен.
В Конституции РФ четко сказано, что Херсон, Запорожье, Славянск, Краматорск — это города России. И Киеву придется это принять, другого варианта быть не может.
На данный момент сложно сказать, будут ли эти территории возвращены нам дипломатическим путём. Но если достигнуть успеха в дипломатии с Киевом не получится, то этот вопрос решат ВС РФ.
Последние новости и все самое важное о спецоперации на Украине, — в теме «Свободной Прессы».