
Президент США Дональд Трамп пригрозил новыми санкциями против российской нефти, если не удастся достичь мира на Украине по вине Москвы.
«Если мы с Россией не сможем заключить соглашение о прекращении кровопролития в Украине, и если я буду считать, что это по вине России, я введу вторичные пошлины на нефть, на всю нефть, поступающую из России», — заявил он в интервью NBC News.
По его словам, это будет означать, что те, кто будет закупать нефть у России, не смогут вести бизнес в США. Американский лидер пообещал, что «25-процентный тариф на нефть и другие продукты, продаваемые в Соединенных Штатах, вторичные тарифы» будут введены в течение месяца, если не будет достигнуто соглашение о прекращении огня.
Трамп подчеркнул, что был «очень зол» и «взбешен» после предложения Путина обсудить введение на Украине временного управления.
Он также добавил, что российский президент Владимир Путин знает, что тот «зол», но отметил, что у него с ним «очень хорошие отношения», и что «гнев быстро рассеивается», если его российский коллега «поступает правильно».
Кроме того, президент США сообщил, что собирается на неделе поговорить с российским коллегой.
Но о чем говорить, если Трамп готов говорить только языком ультиматумов? Всё, «медовый месяц» новой американской администрации с Москвой закончился? Или гнев Трампа снова «быстро рассеется» — и мы продолжим эти, очевидно, бесперспективные переговоры?
— Все это достаточно предсказуемо, поскольку никаких интересных предложений для России со стороны США нет, — убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Трамп хочет заморозить конфликт, сохранив украинский режим в его неизменном виде. В обмен на это России предлагается лишь частичное снятие экономических санкций, причем ЕС следовать этому решению не будет. Однако санкции как снимаются, так и вводятся обратно, что Трамп и продемонстрировал своими высказываниями. А украинская проблема останется.
«СП:» В чем именно Трамп усматривает вероятность срыва мирного процесса на Украине по вине России?
— Очевидно, Россия не хочет ограничиться простой заморозкой и ищет какое-то окончательное решение. Собственно, именно на это и была направлена озвученная Путиным идея о внешнем управлении.
Но США этого не хотят, поскольку это будет означать, что и Россия получит доступ к управлению Украиной. Их позиция такая: забирайте то, что завоевали, остальное остается за нами.
«СП:» Чем могло взбесить предложение внешнего управления на Украине, и да — в чем оно может выражаться и в чем противоречить интересам США?
— Внешнее управление без участия России невозможно. Сегодня Украина — это такой евроамериканский консорциум. Естественно, допускать туда Москву не хотят. Украина нужна как инструмент сдерживания и рычаг давления на Россию. Именно в таком качестве ее хотят сохранить.
«СП:» Насколько введение вторичные пошлин станет критично для нас? Прям ужас-ужас, или вообще плевать?
— Жила же Россия как-то под «первичными» пошлинами, и ничего страшного не случилось. США никогда не были крупным потребителем российской нефти.
Зато ЕС, который был основным покупателем, пошлины так и не снял. Значит, ничего принципиально эти пошлины не изменят, просто произойдет откат к тому статус-кво, который был.
«СП:» Трамп также заявил, что Зеленский пытается «отойти от редкоземельной сделки» между США и Украиной и пригрозил ему проблемам. Как это понимать? Пытается равномерно давить на обе стороны?
— Это говорит о том, что Трамп не контролирует Зеленского, который все больше ориентируется на Великобританию и ЕС. И это одна из главных проблем предполагаемой «сделки»
«СП:» Некоторые считают диалог, установившийся между Москвой и Вашингтоном, временным и противоестественным явлением. Согласны? Есть шансы на то, что он будет долгим и продуктивным? Или изначально обречён на провал?
— Я скорее согласен с этим утверждением. Трампу нечего всерьез предложить России. Украину он не контролирует и не может принимать по ней решения без оглядки на ЕС и Великобританию.
На Трампа давят партнеры по НАТО и внутренняя оппозиция. Многие его решения уже оспариваются через суды (как, например, прекращение финансирования «Радио Свобода»).
Если бы Трамп был единоличным авторитарным правителем, возможно, о чем-то договориться и получилось бы.
Но американская власть — это система сдержек и противовесов, которая Трампа так или иначе ограничивает. Точно так же его ограничивают и обязательства перед союзниками и партнерами, от которых он не может просто так отмахнуться, как бы этого ни хотел.
— Безусловно, решения, устраивающего три стороны конфликта, быть не может, — не сомневается доцент Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— Даже внешнее управление под эгидой ООН — большой шаг навстречу, ведь России не раз приходилось сталкиваться с тем, что договоренности не реализуются из-за саботажа украинцами исполнения подписанных соглашений.
Трудно себе представить, чтобы весь украинский официоз, сделавший себе карьеру на русофобии, уступил кому-то место.
Минские соглашения имели больше перспектив для воплощения. Трамп конечно же взбесился, ведь Украина с подобным никогда не согласится.
Даже под угрозой прекращения поставок из США украинские чиновники будут пытаться сохранить свое место. Путин просто ставит визави в тупик, ведь идея проведения выборов на Украине не будет принята Зеленским, и оттолкнет его еще сильнее от переговоров с Трампом.
«СП»: Чего мы тогда добиваемся переговорами с американцами?
— Главная перспектива этой истории для России — вынудить Трампа бросить затею переговоров, равно как и поддержку Украины.
Для этого нужно слить эти переговоры под благовидным предлогом, и здесь контроль со стороны ООН выступает в качестве повода. Даже если Трамп начнет соглашаться с подобным, рано или поздно стороны упрутся в неразрешимые противоречия по поводу деталей. Правда, России надо, чтобы категорически против подобной затеи выступили на Украине.
«СП»: А как насчет введения новых санкций против России? Переживем?
— Угроза, конечно же, вероятная, правда, не стоит переоценивать возможности в этой области США. Санкционная политика уже давно себя исчерпала, и мировой гегемон оттолкнет и дальше от себя страны остального мира, выстраивающие отношения с Россией.
Для самого Трампа подобное решение будет признаком фиаско его политики на русско-украинском направлении. Без сомнения, для такого рода решений нужно что-то более веское, чем увод президентом России разговора в сторону контроля со стороны ООН.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».