
Накануне консультаций между США и Россией в Эр-Рияде, на которых решались проблемы обеспечения безопасности судоходства в Черном море, в ведущих западных СМИ появился вброс, будто «Трамп сдает Путину Одессу», а «с геополитической и экономической точки тот, кто контролирует город, контролирует вход в Дунай, связующее звено между Россией и Центральной Европой».
В ответ турецкие эксперты заявили: «теперь нужно ждать важных событий в Молдавии, в Гагаузии, где станет реализовываться сценарий, ранее изложенный изданием Cumhuriyet».
Отмечается — после того, как башкан Гагаузии Евгения Гуцул заявила, что регион не желает, чтобы его силой тянули в Евросоюз или объединяли с Румынией, и что гагаузы, которые исповедуют православие, традиционно занимают и будут занимать пророссийскую позицию, стало ясно, что автономия может оказаться под ударом из Кишинёва. Как считает издание, «гагаузы-тюрки в Молдавии стали выводиться в эпицентр кризиса».
Ситуация вокруг Комрата, действительно, накалялась. Появлялись реальные признаки того, что Кишинёв ведёт дело к ликвидации автономии и особого статуса Гагаузии, несмотря на сложность региональной и геополитической проблематики.
Cumhuriyet напомнила о встречах Гуцул с президентом России Владимиром Путиным и с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, что, по мнению газеты, «оттянуло, но не ликвидировало внутримолдавский кризис», так как у Кишинёва появилось подозрение, что «Комрат готовит запуск процедуры отделения Гагаузии и провозглашение независимой республики».
В этой связи издание указывает, что статус Гагаузии был урегулирован в 1994 г. именно благодаря усилиям Турции (тогда ее возглавлял президент Сулейман Демирель), после чего между сторонами стали активно развиваться экономические, культурные связи.
И теперь, по мнению Cumhuriyet, «спасти Гагаузию может Турция, а не Россия, и решение только в руках Анкары». Поэтому, когда появились сообщения, что Гуцул была задержана в аэропорту Кишинёва при вылете в Стамбул по приглашению Международного журналистского конгресса, «турецкий пасьянс вроде бы сложился», особенно в свете заявлений, что «Гуцул должна была провести встречи и с кем-то из турецких политиков».
Потом она через адвокатов обратилась к Владимиру Путину и Реджепу Тайипу Эрдогану. И сразу появляются нюансы.
Путина она призывает помочь ей выйти на свободу, использовать «весь арсенал дипломатических, политических и правовых механизмов для давления на молдавские власти». А Эрдогана политик просит «защитить гагаузский народ» и не допустить потери статуса автономии.
«Гагаузия нуждается в Турции — как и много лет назад, когда голос Анкары помог сохранить мир и справедливость, — говорится в этом документе. — Сегодня мы вновь рассчитываем на ваше вмешательство, чтобы защитить законные права гагаузского народа».
Москва отреагировала быстро. Она словами президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова призвала Кишинёв «предоставить свободу действий всем политическим силам в стране». С критикой Кишинёва выступили и в российском МИДе. Анкара пока молчит.
Вне сомнения: происходящие события в Гагаузии имеют серьезную политическую подоплеку, но власти сводят все к коррупционным сюжетам, связанным с финансированием предвыборной кампании 2023 года. По всем признакам, Гуцул будет устраняться с политического поля Молдавии.
Дальше возможны следующие сценарии: Кишинёв будет вводить в Гагаузии чрезвычайное положение и внешнее управление. Не исключено, что ситуацией попытается воспользоваться Турция, чтобы провести в башканы своего ставленника.
При таком ходе событий она, используя свое влияние в регионе, может договориться с Кишинёвом и через местный парламент начать процесс ослабления там присутствия России. Нельзя исключать и пограничных с эскалацией массовых акций протеста.
Как пишет сербское издание «Политика», «такой сценарий уже стал классическим: против „несговорчивого“ региона вводят разного рода санкции, разжигается недовольство среди граждан, акцентируются религиозные и этнические различия, подогреваются внутренние разногласия, начинаются открытые конфликты».
В ситуации украинского поражения возрастает стратегическое значение Молдавии, где, по признанию турецкого издания Aydinlik, «большинство молдаван заинтересованы в союзе с Россией, а не в прозападной политике», а выборы в Гагаузии, на которых побеждает оппозиционный кандидат, не признаются Кишинёвом, что побуждает гагаузов обращаться к президентам России и Турции с призывом поддержать их.
Но и тут свои нюансы, что может составлять «гагаузский феномен», а может и нет. На этапе провозглашения Гагаузской Республики важную роль сыграло присутствие в приграничном с Молдавией украинском Болграде российской армии. Роль Турции в истории Гагаузии проявилась позже в согласии Кишинёва предоставить автономный статус гагаузским районам.
В то же время на этом направлении между Москвой и Анкарой отсутствует взаимодействие на фоне достаточно серьезного экономического присутствия в Гагаузии Турции.
Для Анкары включение православной Гагаузии в исламский тюркский мир — один из важных предполагаемых маневров на европейском направлении. Поэтому она приветствует участие Молдавии в европейской интеграции, тогда как Комрат выступает против этого и ориентируется на евразийскую ориентацию.
Как видим, интересы Анкары и Кишинёва не расходятся, а Турция придерживается мнения, что «внешняя политика страны должна продвигаться исключительно центральными государственными органами власти».
Видимо, попытки Гуцул вывести Комрат в эпицентр взаимодействия в формат Кишинев-Анкара-Москва-Брюссель и спровоцировали действия против нее молдавских властей. Но проект быть одновременно частью как Тюркского, так и Русского миров наталкивается на жесткое сопротивление, возможно, не только со стороны Кишинёва и Брюсселя, но и Анкары.
Пока же, как пишет один из информационных порталов Азербайджана, «в Гагаузии по надуманному предлогу осуществляется зачистка кадров с российской ориентацией». Действительно, партию «Шор», за которую изначально выступала глава Гагаузии, запретили «за саботаж проевропейского курса Молдавии». В апреле 2024 г. Гуцул предъявили обвинения в незаконном финансировании протестов и партии на деньги от некоей «преступной группы». Теперь спикер молдавского МВД Даниэла Мисаил-Никитина заявила, что проверяется версия о том, что якобы Гуцул намеревалась покинуть территорию Молдавии, перебраться в Турцию и не вернуться.
В целом же в созданной ситуации много недосказанного, и все будет зависеть от дальнейших действий Кишинёва в отношении как Гуцул, так и непослушной автономии. Вопрос заключается лишь в том, не сдастся ли правительство Гагаузии под давлением Молдавии сейчас, когда настал переломный момент.