
В Кремле сдержанно и корректно отреагировали на угрозу Трампа обложить российскую нефть санкциями, если Москва и Вашингтон не смогут договориться об урегулировании украинского кризиса.
«Мы продолжаем общаться с американской стороной. Тема очень сложная. Ситуация с урегулированием конфликта на Украине требует дополнительных усилий. Мы продолжаем поддерживать контакт с американской стороной», — сказал официальный представитель президента России Дмитрий Песков.
В последний день марта Трамп заявил, что США введут пошлины от 25 до 50% на нефть из России, если мир не будет достигнут.
«Это будет означать ещё и то, что если вы покупаете нефть у России, вы не сможете вести бизнес в Соединённых Штатах», — добавил 47-й президент США.
Как Трамп на практике осуществит свою угрозу, если до этого дойдёт? Пригрозить — это одно, но сделать санкцию действенной — совсем другое. Об этом «Свободной Прессе» рассказал независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
«СП»: Константин Сергеевич, а Трамп сможет это осуществить технически? Вот купила у нас Индия нефть, или Китай купил. Каким образом вычесть из этой сделки от 25 до 50%?
— Во-первых, нужно отметить, что на другой день после этого высказывания Трамп смягчил риторику, добавив, что он этого не хочет, и делать не собирается в обозримой перспективе, потому что Россия выполняет свои обязательства, и вообще журналистка, которой он это сказал, всё неправильно поняла и исказила его мысль.
Поэтому первоначальное высказывание Трампа можно воспринимать, как банальную вербальную интервенцию.
Сама схема, насколько можно понять Трампа, достаточно простая. Из самой сделки по российской нефти он ничего вычесть не сможет.
Но если ему разведка сообщит, что Китай или Индия (которые сейчас покупают 90% российской экспортной нефти) продолжают закупки после введения санкции, то на товары из этих стран, которые поставляются в США, будут введены дополнительные пошлины от 25 до 50%.
«СП»: То есть, нас Трамп наказать не может, потому что мы не продаём нефть в США с 2022 года, а будет карать наших партнеров. Но и своих американских потребителей китайских и индийских товаров — он тоже при этом накажет. Это Вашингтон не смущает?
— Вообще-то Трамп всегда говорил, что рост цен на иностранные товары его не волнует. Но думаю, что это — бравада в какой-то степени. Всё зависит от того, каков этот рост.
Китай уже и так хорошенько обложен американскими пошлинами. На целую группу товаров уже введена пошлина около 25%. Если же введут 25 или 50% дополнительно по всей группе товаров — то удар будет нанесён серьёзный, по всей международной торговле и экономической системе.
Но в первую очередь — по самой Америке. Китай поставляет в США товаров на $500 млрд в год больше, чем американцы им. Большая часть бытовых товаров в США сделаны в Китае либо собраны из китайских деталей. В результате мы получим резкий рост инфляции в США.
А она уже и так раскручивается. Например, сегодня вечером или в ночь на завтра по Москве Трамп введёт пошлины против ЕС. Это уже анонсировано, уточняются детали. А в Евросоюзе уже подсчитали, что только из-за антиевропейских тарифов жизнь в Америке подорожает на 2,7%. Добавим к этому инфляцию в США, которая уже сейчас составляет 3,1%.
В итоге, безо всяких новых антикитайских санкций, инфляция в США составит в этом году 5,9%. Это — выше, чем таргетирует ЦБ России. А на носу еще тарифы против Канады и Мексики.
«СП»: Константин Сергеевич, а кто покупает оставшиеся 10% российской экспортной нефти?
— Венгрия и Словакия полностью зависят от нашей нефти, кроме того, покупают Чехия, Австрия и Италия. Морем завозить нашу нефть в ЕС нельзя, и она идёт, в основном, по трубопроводу «Дружба». Объем — примерно 15 млн баррелей в год.
Другое дело, что ещё некоторое количество нефти мы поставляем туда по серым схемам — через Индию и Марокко. Но это не считается.
Ещё один партнёр в Европе — Турция, но она сырую нефть у нас не покупает, мы торгуем с ней готовыми нефтепродуктами. Нефтепродукты покупает и Марокко для перепродажи в Испанию.
Существуют ещё разовые, но относительно крупные поставки сырой нефти в страны Африки, Пакистан, Индонезию.
Плюс Белоруссия. Вот всё это суммарно и есть остальные 10%.
А вообще-то ограничивают наш экспорт нефти не санкции и даже не квоты ОПЕК+, нас ограничивают мощности наших собственных портов. Мы не можем переваливать более 4 млн баррелей в сутки.
Плюс 3,5 млн бочек мы переправляем трубопроводным и другими видами транспорта. В итоге 7,5 млн баррелей в сутки — это наш технологический предел сегодня.
При этом квота ОПЕК+ для России на первую часть 2025 года — 8,98 млн баррелей в сутки.
«СП»: Китаю, насколько мы понимаем, американские санкции уже давно не страшны. А вот Индия испугалась угрозы Трампа, и уже начала искать замену российской нефти. Как сообщил Bloomberg, государственные компании Bharat Petroleum Corp. и Hindustan Petroleum Corp. ищут дополнительные ресурсы для майских поставок из таких регионов, как Ближний Восток, Северное море и Средиземноморье. Насколько болезненным ударом по России будет отказ Индии от нашей нефти?
— Запасные варианты всегда нужно иметь на всякий случай, поэтому Индия всё правильно делает.
Теперь рассмотрим два варианта. Если Китай и Индия не пойдут на отказ от покупки российской нефти, то это приведёт к резкому удорожанию товаров в самой Америке. То есть инфляция в США будет выражаться уже двузначным числом, чего там не было с 20−30-х годов прошлого века.
Если же Индия и Китай пойдут на отказ от российской нефти, то они уберут с мирового рынка 5% энергоносителей.
Что это значит. В 2022 году одномоментно с рынка ушел 1 млн баррелей российской нефти (в сутки). И так же одномоментно цена на нефть подскочила с $70−80 до $130 за бочку.
А тут-то уйдёт в 7 раз больше! Эксперты считают, что нефть подскочит выше, чем до $200, а может и вплотную подойти к $300 за баррель.
В итоге экономика мира просто встанет. Это будет крах всей мировой экономики, потому что максимальная цена, которую она может выдержать — это не более $150 бочку, да и то, если такая цена продержится не более, чем несколько дней, в крайнем случае — недель.
Поэтому с какой стороны ни посмотри — не глупый человек Трамп, и советники у него квалифицированные. Не станет он этого делать.
Если же говорить конкретно только об Индии, то помимо государственных компаний там есть частный нефтяной сектор. При этом целым рядом частных индийских компаний владеет наша «Роснефть». Кроме того, между «Роснефтью» и рядом частных компаний Индии (не дочерних) заключён крупный долгосрочный контракт, подробности которого не разглашаются, но срок, насколько известно, — около 10 лет.
Поэтому даже если государственный сектор пойдет на поводу у США, частный будет работать. Тем более, что индийские НПЗ адаптированы под нашу нефть. И если придётся, мы сможем шифроваться так, что никакие американские проверяющие не смогут доказать, что Индия покупает именно российскую нефть по теневым схемам.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».