
Порожденный Евросоюзом 27 лет назад Международный уголовный суд (МУС) получил удар «под дых». От своих же союзников. О выходе из этой организации заявили мадьяры. Решение озвучил в минувший четверг Гергей Гуйяш, глава администрации премьер-министра Венгрии. А чуть позже подтверждено местными СМИ, ссылающимися на участников секретной встречи министра юстиции страны Бенце Тужона с послами других стран.
Как сообщается, процедура прекращения полномочий началась в тот же день «в соответствии с конституцией и международно-правовыми нормами». Правительство премьера Виктора Орбана загодя подготовило всё необходимое для реализации этого намерения.
Нельзя сказать, что шаг неожиданный. Профессиональный юрист Орбан не раз открыто высказывал свои претензии к тому, как в МУС ведутся дела. Называл эту организацию «предвзятым политическим инструментом», который «подрывает международное правосудие». И игнорировал требования данного суда — в частности, в 2023 году, отказавшись поддерживать требование арестовать президента России Владимира Путина.
Нынешнее решение венгров стало, по всей видимости, их ответом на выдачу МУС прошлой осенью ордера на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху. Его обвинили в военных преступлениях на территории Палестины, в том числе в секторе Газа. Орбан же неоднократно говорил, что уважает и во всём поддерживает коллегу, потому исполнять ордер не сбирается. И пригласил высокопоставленного израильтянина в гости, гарантировав тому безопасность.
А чтобы не объясняться потом с деятелями International Criminal Court (МУС), и не иметь перед ними впредь никаких обязательств, предпочел выход из этой организации.
Если Венгрия действительно выйдет — процедура небыстрая — она станет первым европейским государством, сделавшим это. Ранее от юрисдикции МУС отказалось ряд африканских стран, а также Филиппины. Ещё более ста государств документ о вступлении в свое время подписали, но не ратифицировали. Среди них и РФ. Сейчас полноправными членами организации являются 125 государств.
К слову, насчет процедуры выхода. Она не проще, чем прощание с самим ЕС. Вспомним, как покидала сей Союз Великобритания: ушло у неё на это 1317 дней. По ходу которых «еэсовцами» не раз предпринимались попытки, в том числе с помощью шантажа, убедить бриттов «переиграть окончательное» решение…
В случае с Венгрией предварительно объявлено, что процесс выхода из МУС займет около года. Сначала правительство страны должно внести предложение в свой парламент. Если депутаты поддержат его (а большинство там — представители партии Орбана), начнется официальная процедура. По правилам Римского статута, на основе которого и создан Международный уголовный суд, страна перестает быть его членом через год после уведомления. До этого Будапешт обязан будет сотрудничать по делам, начатым до выхода.
В общем, та ещё канитель! Не для того ли, чтобы воздействовать нужным образом на потенциальных «беглецов»?
— Демарш Будапешта по отношению с МУС — не что иное, как логика поведения суверенного государства, которое не разделяет принципы, провозглашенные Евросоюзом и этим Международным судом, — считает Александр Бартош, политолог, член-корреспондент Академии военных наук. — Венгры не согласны с решением суда по ряду важных вопросов современности. В частности, по обстановке на Балканах. Поэтому и заявили, что не будут участвовать в этом органе.
«СП»: Их могут наказать за это? Скажем, какими-нибудь санкциями?
— Данная страна, как и соседняя Словакия, и Сербия, давно является объектом серьезного политического и экономического давления ЕС. Против них активно используются механизмы международной правовой системы. В том числе МУС. Отсюда большие опасения в том, что этот самый МУС является не самостоятельным органом. Им явно манипулируют некие силы, направленные на подрыв суверенитета отдельных государств. Как европейских, так и других континентов.
Какие санкции могут наложить на Будапешт? Да самые разные. Не исключая отлучения от участия в Интерполе.
«СП»: Идея создания МУС — чисто европейская?
— Коалиции западных стран. Россия поначалу не проанализировала возможные последствия, и решила было присоединиться. Но, к счастью, вовремя одумалась. Избежав тем самым участие в очень нехорошей, откровенно говоря, просто грязной истории — травле экс-президента Югославии Милошевича. Его замучили в Гааге до смерти.
«СП»: И всё «по закону»?
— Во всяком случае, на тот момент считалось, что да… Сейчас, на мой взгляд, необходимо пересмотреть стратегию МУС с учетом новых политических реалий. Приняв решение о целесообразности или не целесообразности его существования. Нужно добиваться этого. И не одни европейцы должны будут решать.
Продолжает тему Андрей Манойло, политолог, профессор МГУ им. Ломоносова.
СП": На ваш взгляд, нынешнее «судебное» решение Венгрии — это некая игра её руководства, дабы что-то для себя выхлопотать? Или реально выйдут из МУС? А там, глядишь, и соседи-словаки подтянутся, а может еще кто…
— Премьер-министр Орбан — известный европейский бунтарь. Причем системный: когда возникает необходимость поддержать позицию ЕС, он поддерживает. Нынешнее его решение частное. Вряд ли оно как-то повлияет на общую ситуацию в Старом Свете. ЕС точно не развалит.
Даже если Венгрия выйдет и из МУС, и из ЕС. Это же не Германия, не Франция. Даже не Италия. Как говорится, какое дело шерифу до дел индейцев?..
Масса стран не поддерживает этот суд. Уже хотя бы потому, что он ни на что особо не влияет. Создавали его в конце 1990-х, чтобы судить югославов. Была такая конкретная задача. На самом деле это общественная организация, которая распространяет свою юрисдикцию в соответствии с римским статутом на те страны, которые её признают. А тем, кто не признал, им, извините, «по барабану».
«СП»: Зная, какими принципами там руководствуются, вряд ли можно назвать такой суд праведным…
— Да, это чисто политический инструмент. Он изначально был создан для того, чтобы карать тех, кто не нравится Западу. А сейчас вообще, как институт сведения счетов. При том, что множество стран мира его не признаёт. Включая флагман всего коллективного Запада — США.
«СП»: Некоторые западные коллеги считают, что решение Орбана о выходе из МУС связано с заявлениями президента Трампа о введении санкций против него. Венгерские власти восприняли это, похоже, как сигнал к действию.
— Исключать этого нельзя… Известно, что репутация МУС в разных странах, в том числе, ультразападных, разнится. Другое дело, что не все такие смелые, как венгры.
«СП»: В чем здесь интерес для нашей страны?
— Особого интереса для нас нет. Римский статут РФ не признаёт и правильно делает. МУС — это ещё одна общественная организация наравне с другими НКО. В этом отношении Международный Уголовный суд враждебен нам. И другим он не будет. Главное, чтобы не мешал России проводить свою внешнюю политику так, как она считает нужным.