
Министр иностранных дел Эстонии Маркус Цахна в интервью изданию Rheinische Post напомнил о возможности лишить Венгрию права голоса в Евросоюзе — в том числе за сотрудничество с Россией.
По его мнению, Венгрия «играет в команде Путина, не в нашей европейской». «Однако в седьмой статье договора о Европейском союзе есть возможность лишить страну-члена права голоса, если ее участие ставит под угрозу безопасность Европы или других членов. То есть именно то, что делает Орбан», — подчеркнул он.
Ранее издание Financial Times сообщило, что европейские чиновники вновь обсуждают возможность лишения Венгрии права голоса в связи с позицией Будапешта, блокирующей совестные действия ЕС против Москвы.
Но тут стоит отметить, что именно «вновь», они не первый год это обсуждают, но не решаются «посягать на основы». Решатся ли в итоге, в связи с изменившейся геополитической ситуацией? Или есть иные способы?
— В Совете Европейского союза существует два основных способа голосования: единогласное голосование, при котором все должны прийти к единому мнению, и голосование квалифицированным большинством, — поясняет руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Второй, кстати, наиболее распространённый метод принятия решений подразумевает, что каждому государству-члену предоставляется определённое количество голосов в соответствии с размером и численностью населения.
Квалифицированное большинство достигается, если 55% государств-членов выступают «за», и если предложение поддерживают государства-члены, представляющие не менее 65% всего населения ЕС. В так называемое «блокирующее меньшинство» должны входить как минимум четыре члена Совета, представляющие более 35% населения ЕС.
Но все решения Евросоюза в сфере внешней политики, в том числе о введении санкций, принимаются единогласно.
По мнению главы эстонского МИДа, существует возможность лишить страну — члена ЕС права вето в том случае, если действия этой страны угрожают безопасности ЕС и стран, в него входящих. Контакты Орбана с Россией, по мнению министра-русофоба, относятся к разряду таких действий.
Вспоминаются такие примеры, как то, что в декабре 2022 года Будапешт наложил вето на пакет финансовой помощи Украине в размере €18 млрд на 2023 год. В мае 2023 года Венгрия же заблокировала €500 млн, которые планировалось выделить из Европейского фонда мира.
«СП»: Насколько в реальности право вето Венгрии им мешает? Санкции-то все равно вводятся… Насколько для нас критично будет, если у Венгрии не будет этого права?
— Санкции вводятся, но со все большим скрипом. Венгрии удается продвигать свою повестку и получать преференции за согласие проголосовать как все. Это подрывает авторитет ЕС как организации и бьет по имиджу его ведущих членов как влиятельных, ответственных держав. Венгрия подает плохой пример другим членам, в первую очередь, странам Восточной Европы, считают в Брюсселе.
Что касается заинтересованности Москвы в сохранении адекватной позиции Будапешта, Венгрия для России не лишний, конечно, партнер.
Но ничего критичного не произойдет, если Орбан вдруг переметнется в лагерь сторонников санкций. В общем объеме ныне порушенных российско-европейский отношений вес Венгрии никогда не был настолько велик. Нет, как говорится, так нет.
«СП»: Пойдут ли они на изменение своих правил? И что будет, если общеевропейских санкций не будет? Каждый по отдельности вводить будет?
— Отказ от права вето, то есть переход к принятию решений исключительно квалифицированным большинством — шаг на пути к развалу ЕС. Поэтому Брюссель будет бороться как можно дольше за ныне действующий вариант.
Лишиться рычага влияния на внешнюю политику стран-членов, каковым является принятый сейчас механизм — это значит девальвировать Евросоюз, лишить его статуса если не полюса в многополярном мире, то хотя бы «кандидата в полюса».
«СП»: Могут у нас тогда появится новые союзники в Европе? Найдутся ли те, кто сейчас вынужден проявлять солидарность, но если у него будет возможность этого не делать, воспользуется ей?
— Словакия уже стоит в этой очереди. Пока в это верится с трудом, но даже Польша может солидаризироваться с Россией при определенном развитии событий.
Это зависит от многих факторов, в том числе и от решений Дональда Трампа в отношении ЕС.
«СП»: По словам Цахны, если Венгрия заблокирует продление санкций, то Европе придется разблокировать российские ЗВР. Такое возможно? Или они найдут способ в любом случае?
— Не верю в добровольный отказ европейцев от сворованных у России денег. Они будут и дальше находить объяснения тому, почему не могут их вернуть. Это продлится не один год, а может, даже и не одно десятилетие.
— В последнее время решения по санкциям в ЕС принимали исключительно по России и Белоруссии, — напоминает политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Недовольными чаще всего были Венгрия, Словакия и Кипр. Но решение каждый раз в итоге принимали, идя недовольным на небольшие уступки. Хватит того, чтобы никто не был против.
Работает это так. Чиновники среднего звена ЕС вырабатывают предварительное решение. Потом его одобряет Еврокомиссия. Потом — Евросовет, куда входят главы государств и правительств.
«СП»: Есть юридическая возможность обойти или отменить вето?
— Да, есть. В отношении внутренних вопросов ЕС работает формула «двойного большинства». Это когда решение считается принятым, если «за» проголосовали 55% стран, где проживает 65% населения ЕС. И не более четырёх государств против. Её предполагается распространить и на внешнюю политику. Поскольку это внутреннее процедурное решение ЕС — единогласие не нужно, и можно её задействовать.
Есть и более короткий путь — лишить права голоса, если суд ЕС признает страну нарушившей свои обязательства по членству в ЕС. Скажем, по приёму мигрантов или невыполнению экологических предписаний. Или за нарушение бюджетной дисциплины, когда дефицит бюджета сильно выше норматива.
«СП»: Они уже много лет обещают, и что? Насколько новая реальность в связи с действиями Трампа может заставить их все же пойти на отмену права вето?
— Тут вопрос в том, что не всё упирается в Россию. И по своим соображениям право вето не хотят лишаться большинство стран.
Потому процесс пока не сдвинулся с мёртвой точки. Естественно, что появление Трампа может спровоцировать включение «логики военного времени», которая ускоряет принятие решений.
«СП»: Достаточно ли у ЕС рычагов, чтобы влиять на Орбана оперативно, или он наш самый надежный ресурс во внешней политике?
— Орбан — не наш человек, не наш ресурс. Он наш попутчик, которому не нравится, что на Украине притесняют венгров. Венгрия не согласует с нами свои действия. Она их согласует с Китаем, теперь ещё и с США, колеблясь между ними.
Но у Евросоюза есть рычаги давления на Орбана. Например, отключение Венгрии от финансирования из фондов ЕС. И этот рычаг они вовсю задействуют.
«Горячий эстонский парень» просто закатил русофобскую истерику. Ему хочется всего и сразу — да ещё и быстро. На деле Орбана можно продавить финансовыми рычагами и уступками по вопросам, не касающимся России.
«СП»: Чисто теоретически, что будет, если общеевропейских санкций не будет? Могут ли тогда вводить санкции отдельные страны?
— Да, отдельные страны имеют право вводить собственные ограничения. Они будут не столь всеобъемлющими, как общеевропейские, но они вполне могут существовать.