
Спецслужбы Киргизии пресекли попытку организации в стране массовых беспорядков, пишут местные СМИ со ссылкой на Государственный комитет национальной безопасности.
Основная цель бузы — дестабилизация общественно-политической обстановки с последующей попыткой госпереворота.
Как утверждают в комитете, установлены и задержаны все участники группы, которая планировала переворот. Подозреваемые хотели снять «фейковый провокационный» видеоролик, в котором избитая киргизская девушка рассказывает, как над ней надругались иностранные граждане.
По замыслу злоумышленников, этот ролик должен был воздействовать на «национальные патриотические чувства» и спровоцировать представителей «неорганизованной молодежи страны».
После этого, как рассказали в ГКНБ, «специально подготовленные боевые группы, снаряженные огнестрельным оружием», устроили бы погромы «в местах работы и жительства иностранцев», как это было в мае 2024 г., когда в Бишкеке подверглись нападениям граждане из стран Юго-Восточной Азии.
Кстати, Киргизия чемпион по переворотам на постсоветском пространстве. Ощущение, что кому-то очень выгодны потрясения под любым предлогом…
— На первый взгляд, кажется неправдоподобно, — согласен лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
— Ведь ранее удавшиеся перевороты были связаны с выборами, как это случилось в октябре 2020 года, когда к власти пришла нынешняя власть во главе с Садыром Жапаровым, либо с повышением тарифов на электроэнергию, когда свергли семейный клан Бакиевых в апреле 2010-го.
Но, похоже, на сей раз это правда, так как были тщательно проработаны технологии массовых беспорядков, а один из организаторов находился и руководил процессом из страны арабского Востока. Приготовления поддерживались либеральной оппозицией, связанной с западными фондами и НПО.
«СП»: В Киргизии за последнее время не в первый раз сообщают о предотвращении попытки переворота. Прям постоянно такое происходит?
— Внутри республики, вернее — внутри правящего класса, идёт постоянная борьба группировок. Многие недовольны нынешним раскладом и распределением финансовых потоков, в том числе от разработки полезных ископаемых.
Использование массовых беспорядков даже в случае, если переворот не удастся, также является инструментом давления для получения необходимых уступок.
Правда, и сами власти порой выдавали за попытки переворотов действия некоторых криминальных сообществ или конкурирующих группировок для проведения чисток или запугивания элиты. Но это не отменяет самого факта наличия или угрозы заговоров в стране.
«СП»: Кому выгодно будоражить республику? Тем более, что именно Киргизия наиболее пророссийски настроена из всей Средней Азии.
— Желающие находятся внутри страны, которые всегда не прочь подвинуть Садыра Жапарова и поменять правила игры, но их интересы могли совпасть с намерениями западных спецслужб и центров.
Главная задача — расшатать самую пророссийскую республику и создать дополнительный очаг напряжения для Москвы уже в Центральной Азии, попутно выбив еще одного участника из ОДКБ.
В случае же массовых непрекращающихся погромов это также был бы вызов для России и ОДКБ, и неизвестно, как бы себя повела Астана в этой ситуации при решении о введении военного контингента, когда Ереван уже самоустранился. И это вписывается в стратегию формирования вокруг России пояса из постоянных конфликтов и враждебных государств на фоне того, как терпит поражение «незалежная».
В этом может крыться и прикладное значение — получить без всяких условий все месторождения редкоземельных металлов, урана, золота и других критических минералов Киргизии для западного ВПК и высокотехнологичного производства. Хотя и нынешнее правительство идёт на сближение по этим вопросам, но более лояльный и марионеточный режим мог бы сделать это еще быстрее.
Плюс очередной переворот стал бы хорошим инструментом для давления на правящие элиты соседних республик Центральной Азии, так как в случае неповиновения против них могли бы быть использованы похожие методы.
«СП»: Какой окрас может иметь потенциальный переворот? И чем народ можно завести?
— Окрас явно реакционный и консервативный с националистическим подтекстом, так как сами заговорщики намерены были опереться на махровых нациков, называемых «патриотами», с вовлечением маргинальных люмпенизированных слоёв.
Задача — повторить ксенофобские погромы прошлого года в отношении индусов и пакистанцев. Именно на волне расправ и должна была начаться массовая вакханалия беспорядков.
Вызывает большую настороженность и тот факт, что вообще планировалось использовать межнациональную карту и, хотя ярость первоначально была направлена в отношении иностранных студентов или трудовых мигрантов, она вполне могла бы перекинуться потом уже и на всех нетитульных, в том числе на русских.
Учитывая то, что «языковые патрули», разработанные на Украине и апробированные в соседнем Казахстане, уже стали обыденным явлением в Киргизии при участии либеральных активистов прозападных НПО, а избиения школьников из-за их славянской внешности в учебных заведениях не новость, всё это могло превратиться в чудовищную кровавую мясорубку.
В мае 2010-го на юге Киргизии таким образом громили узбеков по заказу семейного клана Бакиевых, желавших погрузить тогда страну в хаос после потери власти. Почему это не может повториться снова только в отношении других наций?
Плюс могут быть с успехом использованы также религиозные экстремисты и радикалы, которые недовольны ограничениями на ношение никабов в школах и общественных местах и не желают контроля над собой со стороны государства.
И тут актуализируется проблема джихадизма, когда уже при помощи турецких спецслужб могут быть переброшены из Сирии как этнические киргизы, воевавшие на стороне радикалов, так и граждане других бывших советских среднеазиатских республик, чтобы закрепить победу «народного» восстания. А в ситуации неудач с «цветными» переворотами местное издание «исламской революции» может как раз сработать.
И такие ксенофобские националистические лозунги с последующим уже и религиозным подтекстом удобно ложатся в сознание безработной и обездоленной молодёжи, которая не видит никаких альтернатив вырваться из нищеты и рассматривает в качестве врагов «чужаков» и «неверных».
В ситуации общей социокультурной деградации в Центральной Азии это даже выгодно правящим элитам, которые активно поддерживали подобные консервативные и националистические настроения, но в итоге это оборачивается против них же самих.
И если ранее людей задевали проблемы приватизации иностранными компаниями стратегических месторождений, повышение тарифов на электричество или возможные фальсификации на выборах, то сейчас молодёжь ведётся на провокации отъявленных нациков и проповеди религиозных мракобесов. Это-то и пугает, так как может запустить процессы афганизации не только Киргизии, но и во всём регионе, где имеются идентичные проблемы.