
Глава МИД России Сергей Лавров не поддерживает позицию президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева о праве государств на территориальную целостность, которое рассматривается в отрыве от Устава ООН.
Отвечая на вопрос журналистов, напомнивших сказанные еще в 2022-м году слова Токаева о том, что, если руководствоваться только идеей о праве наций на самоопределение, в мире вспыхнет множество региональных конфликтов, Лавров призвал полностью учитывать Устав ООН, отметив, что право на территориальную целостность «уважается у тех государств, чьи правительства представляют весь народ», живущий там.
К чему сейчас об этом вспоминать? Изменилась ли позиция Токаева, или он видит опасность в целостности Казахстана, которая якобы исходит от русских? Боится, что Россия после Украины займется его страной?
— О выступлении Токаева вспомнил корреспондент кремлевского пула Андрей Колесников, который любит задавать вопросы «с подковыркой», — говорит редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев.
— Так мы узнали о споре двух выпускников МГИМО: Лавров и Токаев заканчивали один вуз. Кто в нем прав? На мой взгляд, никто.
По отношению к СССР Украина и Грузия, за целостность которых беспокоится Токаев, выступили именно сепаратистами. Казахстан, правда, никто вообще не спросил, и он объявил независимость последним.
Зато, при том, что титульная нация была в меньшинстве, там быстро научились рассказывать, как сначала русские, а потом «советские колонизаторы» заставляли казахов глотать пыль, уничтожали язык и культуру кочевников.
И теперь Токаев продолжает ту же линию: то с трибуны ПМЭФ обзывает ЛНР и ДНР псевдореспубликами, то отчитывается перед западными лидерами, что Казахстан будет соблюдать антироссийские санкции. Видимо, в благодарность за подавление мятежа 2022 года.
Лавров же недоговаривает вот о чем. Помнится, принцип права наций на самоопределение чуть не применился к России в 90-е годы, когда все резко захотели независимости, а Чечня её даже и получила в ходе первой войны. Далее едва не последовали Татарстан с Башкирией, Дагестан и прочие. И тоже все ссылались на Устав ООН.
— Пока существует Москва, Астану всегда будет заботить этот вопрос, — говорит лидер Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов.
— Тема «северных территорий» Казахстана, которая подспудно присутствует при многих дискуссиях, является для правящей элиты злободневной, так как несмотря на выезд и смертность, численность русских вместе с другими не титульными этносами и русскоязычными составляет половину или даже больше половины на севере и востоке страны.
Отсюда стремление провести тотальную дерусификацию населённых пунктов уже без какого-либо прикрытия в виде декоммунизации, а также попытки осуществить новые провальные программы по переселению репатриантов и казахов из южных регионов в ту же Северо-Казахстанскую область.
Пока эти программы признаны неудачными с коррупционными нарушениями, а основная масса внутренних мигрантов и репатриантов предпочитают Астану и Алма-Ату, опять-таки перенаселённые южные регионы и нефтедобывающий Запад Казахстана. Желающих ехать на север республики мало, поэтому численность казахов там не особо увеличивается.
Тем не менее, не сходит с повестки националистов и ряда депутатов вопрос переименования областных центров, что скорее всего, в правление Токаева уже окончательно произойдёт. Для этого усиленно готовится почва. При этом мы видим, что спецслужбы РК по наводке украинских «блогеров», а в реальности агентуры СБУ, продолжают фабриковать дела по мнимому «сепаратизму» среди жителей северных областей.
Была осуществлена провокация националистов с расклейкой объявлений в магазинах Павлодара в начале этого года, что якобы там обслуживание идёт только на русском языке с целью подстегнуть кампанию по переименованию города. Делается это для того, чтобы максимально морально-психологически и информационно-политически подавить русскоязычное население.
Недавно украинскими спецслужбами были опубликованы списки граждан РК, воюющих на стороне РФ в СВО, и власти вместо того, чтобы осудить эти вбросы, наоборот, устами Генпрокуратуры предостерегли казахстанцев от поддержки России.
То есть русским и русскоязычным всё время показывают на их место, через националистов обвиняя в том, что они «пятая колонна» России. Всё это находит своё отображение в СМИ, где постоянно выходят заказные материалы о «планах» России развязать войну уже против Казахстана после Украины.
«СП»: Токаев, возможно, даже не свои нарративы озвучивает, а те, что спускаются той же Британией.
— Токаев постоянно хочет слышать от Кремля заверения, что никаких территориальных претензий у него не имеется, так как считает, что прежние договоренности ранее заключалась с Назарбаевым, а теперь их приходится вновь подтверждать.
То есть страхи у Акорды были и остались, сформировался комплекс неполноценности, так как внутри они понимают, как и почему им досталась государственность в 1991 году. Это и выплёскивается через заявления и действия националистов, а также в виде конструирования новых мифов о преемственности напрямую от Золотой Орды, а не от СССР и Российской империи.
Особенно усилились эти страхи в Астане после 2014 года после присоединения Крыма и появления ЛДНР.
В связи с чем еще при экс-Елбасы в 2015-м году была ликвидирована решением Верховного суда Компартия Казахстана — чтобы не было внутри политических сил, способных выступать за активизацию интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
И то, что сейчас геополитический курс на Запад ещё более усилился, конечно играет свою роль, так как та же Организация тюркских государств (ОТГ), через которую осуществляется местное издание «евроинтеграции», является проектом Лондона и выполняет функцию Анти-России только уже в отношении Центральной Азии, а также российских регионов Поволжья, Сибири и Алтая.
Поэтому мы видим участившиеся территориальные претензии со стороны блогеров, националистов и даже экс-министра Аскара Умарова, опубликовавшего впервые карту «Нового Казахстана» с включенными российскими областями.
Естественно, что и внутри Казахстана с участием прозападных НПО, а также либералов и провластных олигархов эта мнимая угроза территориальной целостности также раскручивается, особенно в последнее десятилетие.
То, что правящая элита Казахстана была на стороне Киева, говорит и недружелюбная позиция в отношении России посла РК в незалежной Дархана Калетаева, установка юрт «гидности» в украинских городах, разрешение «антивоенных» митингов внутри РК и кампаний по сбору средств для ВСУ в виде касок и бронежилетов. За эту «гуманитарку» Токаев вручил организаторам кампании благодарственные грамоты и медали.
Да, и то, что Токаев отказался признавать ЛДНР, говорит само за себя, хотя он не отказывается заседать на мероприятиях ОТГ с президентом Северного Кипра. Как говорится, это «другое».
По мере приближения краха Киева начинается истерия, которая выражается в виде смеси противоречивых заявлений и действий.
Например, на словах говорят о том, что будут 7 мая проводить военный парад в честь Победы, но в то же время запрещают в городах РК шествия «Бессмертного полка» и негласно георгиевские ленты и советскую символику.
При этом берутся на вооружение всё те же нарративы, спущенные Западом, в деле переписывания истории советского периода и уже запущен процесс активной украинизации Казахстана.
Не зря англосаксы готовят именно Центральную Азию в качестве нового очага напряжения на рубежах России после окончательного поражения Киева.
«СП»: Может ли в итоге дело дойти до нового «Майдана»?
— Вслед за экономической зависимостью следует политическое закабаление и превращение в колониальную администрацию. Правящую элиту эта роль устраивает. Токаев же полностью повторяет эволюцию и политику экс-Елбасы по передаче природных ресурсов РК западным корпорациям.
Назарбаев в 90-е передал американским, британским и европейским компаниям ключевые месторождения нефти и газа на западе республики, а Токаев собирается передать тем же самым консорциумам залежи редкоземельных металлов и других стратегических минералов, надеясь, что таким образом выторгует у Запада десятилетия стабильного существования в качестве сырьевого протектората.
Чтобы свой «Майдан» не случился, в Акорде намерены и проводят собственную национальную революцию сверху, реализовывая повестку украинизации руками бюрократии, рассчитывая, что в таком случае проведение цветных переворотов уже не потребуется. Хотя никаких гарантий от этого Вашингтон, Лондон, Брюссель и Анкара дать не могут.
Тем более, что рядом есть свежий пример Сирии, и на этот раз действительно способны осуществиться заявления Токаева о десятках тысячах исламских боевиков, якобы орудовавших во время январских событий 2022 года, только они появятся в Казахстане уже в обозе турецкой дипломатии.
И тут даже не столько опасность «Майдана» может вылезти наружу, сколько борьба группировок, в том числе и региональных, готовых проявить реальный, а не мнимый сепаратизм в западных регионах РК или в других местах. Всё это будет вести к дезинтеграции, так как в колониальной вывозной сырьевой экономике не остаётся стержня, способного скреплять такую огромную территорию.
И тут на сцену в Центральной Азии в качестве региональной державы может выйти Узбекистан, способный выдвинуть свои исторически обоснованные претензии и виды на южные области Казахстана, который будет вскоре ослаблен в результате такой «многовекторной» политики.
В этом случае Москве придётся договариваться с различными силами и просчитывать всевозможные комбинации, чтобы не допустить осуществления еще более худших вариантов или афганизации.
Лишившись русских и русскоязычных в условиях социокультурной деградации, стагнации образования и развала инфраструктуры борьба друг с другом и кто больший чистокровный казах выйдет на первое место. Западу такой расклад будет выгоден.