
Бродячие собаки, демографические «кнут и пряник», квадробберы были самыми обсуждаемыми законодательными инициативами в 2024 году. Хайп стал неотъемлемой частью межпартийной борьбы. Как меняется поведение депутатов и политическая повестка по мере приближения выборов в Государственную думу, «Свободной прессе» рассказал политтехнолог Илья Гращенков.
Депутатский хлеб — не «Сникерс»
Странных законотворческих инициатив стало меньше. Почему? Илья Гращенков объясняет: «Потому что впереди выборы в Госдуму. Конечно, между выборами о вас тоже должны помнить. Сейчас очень тяжело удерживать внимание, когда вы все время конкурируете с крутыми ток-шоу, с сериальчиками, еще с чем-то.
Все-таки раньше у людей политика занимала в голове какое-то отдельное место, и было не обязательно пробиваться между рекламой шоколадки «Сникерс» и чем-то еще, вот. А сейчас необходимо встраиваться. Поэтому откуда кринж? Все пытаются придумать какую-то инициативу еще круче, чем была раньше".
По мнению политтехнолога, именно благодаря предстоящим выборам депутаты начали заниматься концептуальной работой, придумывать программы.
СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО
Прямые ссылки передачи в RuTube, YouTube, VK
Смотрите все передачи СП-ТВ
«К вопросу о странных инициативах: медиасферу всколыхнули бродячие собаки. Тема давняя и очень-очень раскалывающая, потому что она от региона к региону разная. Сейчас депутатам надо поумерить свой пыл и подходить к вопросу взвешенно».
Гращенков считает, что возвращается время серьезных инициатив: «Хайп не приветствуется, от него устали. Короче, люди хотят немножечко поговорить о будущем… Не из серии шапкозакидательства „сейчас мы тут всех победим, будем жить в шоколаде“. Люди уже понимают, что это не так. И они хотят поговорить серьезно: а как мы будем жить».
«Запрос от общества на более серьезную и понятную историю».
Политтехнолог отмечает деградацию партийной системы. «Какая перезагрузка нужна? Должны появиться новые лица, нужны актуальные вопросы». К выборам в Госдуму партийная повестка станет ближе к жизни.
Кампусы — колхозы для студентов XXI века
Посыл Валентины Матвиенко о приоритетном приеме в столичные вузы местных абитуриентов сенаторам как делегатам губернаторского корпуса вполне понятен, объясняет Гращенков. А кампусы, создающиеся в регионах, должны удерживать юное поколение дома.
Оно «очень просто мыслит. Когда ты молодой, тебя ничего не держит, особенно в каком-то Архангельске. Можешь купить билет на поезд, самолет и махнуть в Москву. И тут у тебя просто геометрически возрастают шансы: познакомишься с богатым другом, он поможет тебе бизнес открыть. Даже просто, пока учишься в институте, к тебе будут приходить из крупных компаний и с руками отрывать. В Архангельске это возможно?
Наверное, кто-то будет приходить, но не в таком объеме, как в Москве. Вот эти кампусы надо кем-то наполнять? А как это сделать? Матвиенко и говорит: может, просто запретить иногородним в московские вузы поступать. В конце концов раньше из колхоза нельзя было уехать, у тебя же не было паспорта".
«Видимо, губернаторы считают: сначала мы их тут как-то задержим, образуем, а потом к нам уже придут компании, и мы скажем: «Конечно, у нас тут студенты выпускаются, поэтому много инженеров в сфере судостроения».
Президентская скамейка запасных
Глава региона сегодня превратился в менеджера, считает политтехнолог. Школы губернаторов выпускают людей, приходящих с целью решения локальной проблемы.
Перестановки на уровне регионов связаны, по мнению Гращенкова, с формированием конкурирующих властных пулов. Перевод управленцев из новых субъектов Федерации в старые политтехнолог комментирует так:
«Ненецкий автономный округ возглавила Гехт из Запорожья, а Солнцев из ДНР пришел в Оренбург. Хорошо. Но губернатор Оренбургской области переместился в Свердловскую. Где, казалось бы, логика? Тут такая чисто политтехнологическая конструкция. Первое: мне кажется, что Владимир Путин выстраивает некий пул своих людей во власти, которые конкурируют с пулом людей так называемого близкого круга президента».
«Все мы понимаем, что там так или иначе есть губернаторы, связанные с крупными финансово-промышленными группами. Кто-то занимается ЖКХ, кто-то строительством, кто-то экологией. И все они пытаются поставить „своих“ губернаторов. В последнее время тенденция немножко изменилась. Сейчас для того, чтобы получить своего губернатора недостаточно просто продвинуть нужного человека. Надо вступить в какой-то аппаратный союз, то есть собрать несколько людей и, например, убедить президента, что этот человек лучше справится, чем тот. Президент тогда делает выбор не в пользу конкретной кандидатуры, а в пользу этого альянса».
Политтехнолог считает: в некий момент стали востребованы «губернаторы 3.0», «которые не совсем менеджеры, а имеют уклон в политику, как минимум для того, чтобы с людьми поговорить».
Время «пост-СВО», по мнению Гращенкова, потребует разных губернаторов.
«В тех регионах, откуда очень много людей уходило на СВО, будут свои проблемы. Там, откуда меньше, начнутся какие-то, например, экономические проблемы. И разные типы людей нужны».