
Киевская хунта опубликовала текст меморандума о сделке с США по редкоземельным металлам. В нем говорится об экономическом партнерстве с Вашингтоном и создании инвестфонда для восстановления Украины.
В документе фиксируется, что США оказали нелегитимному режиму «значительную материальную поддержку» с февраля 2022 года, хотят прочного мира и желают инвестировать в послевоенную незалежную.
Премьер-министр Денис Шмыгаль на следующей неделе проведет переговоры с главой Минфина США Скоттом Бессентом для обсуждения условий сделки по редкоземельным металлам, к 26 апреля всё должно быть согласовано, чтобы подписать соглашение как можно скорее, следует из документа.
«Сегодня … подписали меморандум, подтверждающий конструктивную совместную работу наших команд и намерение финализировать и заключить соглашение, которое будет выгодно обоим нашим народам», — заявила украинский вице-премьер Юлия Свириденко.
Таким образом, по ее словам, появляются возможности для «значительных инвестиций, модернизации инфраструктуры и взаимовыгодного партнерства». Вашингтон и Киев создадут Фонд инвестиций в восстановление Украины.
Но зачем американцам вкладывать деньги в то, что они и так получат задаром? И будет ли сделка в итоге подписана — ведь она столько раз сдвигалась, срывалась?
— Значит, по факту все ещё не договорились, торг продолжается, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: Как в итоге будет выглядеть эта сделка? США по факту просто получают в бесконтрольное пользование все ресурсы Украины? Навсегда и бесповоротно?
— Если учесть, с каким скрипом идёт процесс подписания, об итоговом варианте говорить явно преждевременно. Судя по всему, в обмен на ресурсы украинцы ждут некие «инвестиции в восстановление», которые и будут ценой передачи активов американцам.
«СП»: Что нового может появиться в итоговом варианте документа? Ранее СМИ писали, что Трамп может потребовать контроля над украинскими АЭС и даже газовой трубой?
— Весьма вероятно, так и будет. Трамп хочет взять по максимуму, а контроль над трубой превратит США в посредника в поставках между Россией и Европой.
Но, к слову, все эти сделки говорят о том, что никто Украину «отдавать» России не собирается, такая корова нужна самому хозяину.
«СП»: Интересны слова Свириденко о Фонде инвестиций в восстановление Украины. Что это такое? Откуда инвестиции? США готовы вложиться в восстановление? Может, за океаном уже есть «план Маршалла» для Украины? В чем он может заключаться?
— Естественно, Киев не хочет сдавать активы просто так и рассчитывает получить некие отступные. Их как раз и обозвали «инвестициями в восстановление». Естественно, никакого «плана Маршалла» для Украины нет, это чистой воды колония, из которой будут выкачивать ресурсы, а инфраструктуру использовать в своих целях. Деньги если и будут давать, исключительно на поддержание штанов.
«СП»: Из каких средств будут браться эти «отступные»? Не на российские ли активы они лапу наложат? Сколько американцы готовы давать Киеву на «поддержание штанов». И есть ли России дело до этого?
— Если речь идёт о соглашении между Украиной и США, то по идее деньги должен выплачивать тот, к кому под контроль переходят те или иные объекты. Российские активы здесь ни при чем, тем более Трамп, в отличие от ЕС, тему российских активов особо не поднимает. К слову, нельзя исключать и своего рода бартер — ресурсы в обмен на оружие.
Россию это должно беспокоить с той точки зрения, что Украина фактически превращается в американскую колонию, а значит, ее и дальше собираются использовать как «инструмент сдерживания».
«СП»: Сделка будет в итоге подписана? Или Зеленский опять сорвет ее? Кому невыгодно ее подписание, и почему Трамп с этим особо не торопится?
— Вероятность срыва исключать нельзя. А невыгодно прежде всего Европе, которую Трамп тоже пытается душить, навязывая односторонние сделки. В Брюсселе не заинтересованы, чтобы Украина превратилась в ещё один рычаг давления, поэтому будут подбивать Зеленского на саботаж.
— В нашем случае Киев и Вашингтон заключили предварительное соглашение, в котором прописаны обязательства украинской стороны, — отмечает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Главная цель меморандума — предотвращение демарша, который устроил Зеленский в попытке оспорить соглашение.
Насчёт того, как будет выглядеть окончательный вариант соглашения — жизнь покажет, но вряд ли он будет более мягким для Украины.
А насчёт того, что Вашингтон получит полный контроль над украинскими активами, так тут встречный вопрос насчёт того, почему Россия не вкладывалась в «мягкую силу» на Украине в нулевые годы. И почему целых восемь лет тянули после 2014 года. Так что теперь при снятой голове негоже оплакивать кудряшки…
Восстанавливать Украину никто не собирается. Будут выделены деньги, которые Киев снова возьмёт в долг под проценты на погашение предыдущих кредитов.
— По факту меморандум всего лишь подтверждает взаимные намерения — не больше и не меньше, — говорит доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— С позиции Украины подписание меморандума и публичное обнародование соответствующего факта выглядят во многом декларативным и рассчитаны преимущественно на медийный эффект в поддержку тезиса о динамике переговорного процесса, формирования общественного мнения о договороспособности и готовности к диалогу украинской стороны.
По факту же сделка по ресурсам Украины, хочет она того или нет, пройдет на условиях США, и когда Киев заявляет о взаимовыгодном сотрудничестве, следует понимать, что эту взаимную выгоду следует рассматривать с учётом плачевного положения Украины, которой в конечном счёте некуда деваться — диктовать США условия она не сможет при всем своем желании.
Представляется, что итоговый вариант соглашения США с Украиной будет предельно жёстким и кабальным и, в целом, это соответствует подходам команды Трампа, однако Киевом даже такой вариант будет преподноситься в медиапространстве как дипломатическая победа.
В то же время, вероятность срыва сделки остается высокой. При ее оценке следует учитывать непредсказуемость самого Зеленского, однако и Трамп, похоже, осознает, что ресурсы, сосредоточенные на территориях, подконтрольных Украине, сильно ограничены, и будет делать все для того, чтобы максимально расширить спектр преференций для США.
Таким образом, соглашение следует рассматривать, скорее, в виде одного из инструментов давления на Украину.
«СП»: А как насчет инвестфонда? Реально американцы будут вкладываться?
— По факту США и так уже вложились в Украину. И последующие их действия будут ориентированы на то, чтобы вложенное возместить…
Понятно, что если о каких-то инвестициях в восстановление и развитие инфраструктуры Украины может идти речь, все это целесообразно осуществлять явно не в интересах Киева, а для выгоды самих США
«СП»: Какой? Что еще можно поиметь с Украины и зачем в нее что-то вкладывать, если все можно получить и так?
— А что там можно получить «и так»? Источники ископаемых и редкоземельных металлов, к примеру, разрабатывать надо — они же не буквально под ногами лежат… Плюс ко всему, любые инфраструктурные проекты требуют определенных вложений.
Если совсем ничего не инвестировать, вряд ли можно добиться ожидаемого эффекта. Другой вопрос, что Америка будет все это делать далеко не ради Украины в случае подписания соглашения.