
Проект мирного соглашения о прекращении конфликта на Украине, представленный США европейским партнерам, коснулся не только территорий и военных аспектов. Одним из спорных вопросов стал контроль над Запорожской АЭС и плотиной Каховской ГЭС.
Исходя из своего плана, США предполагают передачу контроля над Запорожской атомной электростанцией Украине под внешним управлением со стороны США. Вот как это сформулировано в документе: «Украина восстанавливает контроль над Запорожской атомной электростанцией через управление и администрацию со стороны США. Электроэнергия при этом распределяется обеим сторонам», — говорится в тексте документа. Также, согласно мирному плану США, Украина получает контроль над Каховской дамбой.
Этот пункт мирного соглашения уже вызвал резкую реакцию со стороны Российского МИД. «Россия не получала предложения США о передаче Запорожской АЭС, какие-либо изменения подконтрольности невозможны, — заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью телекомпании CBS News «Запорожская АЭС находится в ведении государственной корпорации Российской Федерации «Росатом» и под наблюдением персонала МАГАТЭ, постоянно присутствующего на объекте», — пояснил глава российского МИД.
Вопрос контроля над Запорожской АЭС и Каховской дамбой напрямую связан с вопросами территорий и границ, которые будут утверждены в результате переговоров. Но пока прямые переговоры между Россией и Украиной не начались, стоит расставить акценты.
Какие варианты решения вопроса с ЗАЭС существуют на сегодня и почему США акцентируют на ней внимание? С таким вопросом мы обратились к специалисту по атомной энергетике, руководителю «Атоминфо-Центр», главному редактору портала Atominfo Александру Уварову.
— Прежде всего надо понять: за безопасность АЭС отвечают оператор и эксплуататор атомной электростанции — Росэнергоатом, у которого есть лицензии и соответствующий опыт. К тому же Запорожская АЭС находится на территории города Энергодара, который является российской территорией.
Если ЗАЭС по каким-то причинам отойдет Украине, за ее эксплуатацию и безопасность будет отвечать украинский Энергоатом. А если эту электростанцию возьмут под контроль США, то на российскую территорию должна зайти американская компания, которая будет действовать на ней в соответствии с американскими законами. А это — нонсенс.
«СП»: Атомная электростанция — это прежде всего безопасность. Причем не только самой АЭС, но и территории, которая к ней прилегает. Значит ли это, что в случае перехода ЗАЭС под контроль США эта территория станет территорией США, как это ни парадоксально звучит?
— Энергодар находится на территории России, и мне непонятно, в какой связи и с каким статусом туда хотят зайти Соединенные Штаты и Украина. Ведь территория вокруг ЗАЭС в Энергодаре, а это примерно 30 км, контролируется государственными структурами и службами безопасности России.
В настоящий момент ЗАЭС — под контролем Росмэнергоатома. Безопасность ЗАЭС обеспечивают Росгвардия и ФСБ, поскольку этот объект считается стратегическим. Спецслужбы отвечают и за прилегающую к АЭС территорию. Если происходит авария, за все платит оператор. Он же организует эвакуацию людей и отвечает за их жизни.
Если США претендуют на Запорожскую АЭС, это автоматически означает, что США введут на эту территорию свои войска для охраны ЗАЭС, и таким образом создадут что-то вроде военной базы. Либо ФБР хочет взять российскую территорию под свой контроль? Все это, на мой взгляд, похоже на какую-то шутку американского президента.
«СП»: Коль скоро Запорожская АЭС фигурирует в мирном плане, и США заявляют на нее свои претензии, значит, вопрос о ней встанет в ходе переговоров. Какие пути его решения вы видите?
— США могут участвовать в сбыте киловатт/часов электроэнергии. Мы можем делиться прибылью от сбыта электроэнергии, и это на самом деле выход.
И доход обоюдный, и безопасность АЭС под надежным контролем, — считает руководитель «Атоминфо-Центр» Александр Уваров.
Притязания США и Украины на ЗАЭС понятны. Запорожская АЭС — самая большая в Европе и девятая крупнейшая в мире атомная электростанция. Она находится на южном берегу Каховского водохранилища в Запорожской области.
В конце февраля 2022 года Запорожская АЭС перешла под контроль российских военных. После этого город Энергодар и ближайшие к нему населенные пункты, а также сама атомная станция оказалась под обстрелами ВСУ.
Для безопасности на ЗАЭС полностью прекращена генерация, последний работавший энергоблок отключили 11 сентября 2023 года.
Принять ЗАЭС в федеральную собственность президент России Владимир Путин распорядился еще в октябре 2022 года. Также он поручил кабинету министров создать федеральное государственное унитарное предприятие «Запорожская АЭС» и обеспечить безопасность его объектов.
Как Российская сторона видит будущее этой Запорожской АЭС? Возможно ли совместное управление этим стратегическим объектом? С таким вопросом мы обратились к ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности, эксперту Финансового университета при правительстве Игорю Юшкову.
— Россия не пойдет на передачу ЗАЭС Украине и тем более США, потому что это территория размером с город. То есть это передача значительной территории Запорожской области, которая, по Конституции, входит в состав России.
Для нас единственным приемлемым вариантом является следующий: мы будем владеть этой станцией и отвечать за ее эксплуатацию. Но излишки электроэнергии можем продавать американской компании, которая будет реализовывать ее на Украине. Также можем сотрудничать по множеству технических вопросов.
Например, запустить ЗАЭС в нормальный режим работы без восстановления Каховской ГЭС: эта ГЭС создавала водохранилище, которое питало пруд-охладитель ЗАЭС. Что касается Каховской ГЭС, ее можно восстанавливать только согласованно, так как условно один берег сейчас контролирует Россия, другой Украина. Таких вопросов много, и Россия готова их обсуждать.
Стоит напомнить, что в мирном плане США также значится пункт о том, что Украина получает контроль над Каховской дамбой. Как известно, верхняя часть Каховской ГЭС разрушена в результате обстрела ВСУ, но сама дамба уцелела.
Каховская ГЭС расположенная на юге Украины, в пяти километрах от города Новая Каховка Херсонской области.
Вопрос о Каховской дамбе тоже для России стратегический, поскольку вода Каховского водохранилища питает засушливые районы Херсонской области и Крымский полуостров. Поскольку в своем мирном плане США де-юре признают российский контроль над Крымом, закономерно встает вопрос: как будет существовать Крым под российской юрисдикцией без обеспечения водой из Каховского водохранилища?
С таким вопросом мы обратились к политику, экс-спикеру парламента Новороссии Олегу Цареву.
— Каховская ГЭС, точнее Каховская дамба — это жизненно важный вопрос для Крыма: именно оттуда идет снабжение полуострова водой. На юге Украины всегда не хватало электроэнергии, поэтому Украина сейчас будет ставить вопрос о принадлежности Запорожской и Каховской АЭС.
Думаю, этот вопрос станет темой переговоров, но Запорожская АЭС, находящаяся на российской территории, не может быть передана какой-то другой стране. Я думаю, мирный план Трампа — промежуточный, и будут обсуждаться вопросы о совместном использовании электроэнергии ЗАЭС.
С этим согласен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
— Каховской ГЭС как таковой не существует. Ее даже восстановить будет дороже, чем новую построить. Поэтому тут скорее вопрос в том, где пройдет граница. Разумеется, Россия будет настаивать на том, что это ее собственность, поскольку Каховская ГЭС больше нужна России, так как она обеспечивает нормальную работу ЗАЭС и дает воду Крыму. России невыгодно отдавать жизненно важную для нее Каховскую ГЭС.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».