
Где сейчас проходят цветные революции и чем они могут завершиться? Сколько стоит такое мероприятие? Возможна ли цветная революция в Соединенных Штатах, считающихся главном организатором цветных революций? На эти вопросы в студии «СП ТВ» ответил профессор МГУ, политолог Андрей Манойло.
— Если это классическая цветная революция, и она опирается на постоянно действующий лагерь, его деятельность надо постоянно поддерживать: кормить, обогревать, одевать. Это приличные деньги. Активное участие в протестах одного человека стоило от 50 до 100 долларов в день.
«СП ТВ»: Сколько стоил, например, Евромайдан?
— Известно, что во время активной фазы Евромайдана в Борисполе один за другим садились американские военно-транспортные самолеты, набитые мешками с наличными долларами. Помимо этого, они везли протестующим синтетические наркотики. Их раздавали протестантам, чтобы те были готовы к активным действиям.
СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО
Прямые ссылки передачи в RuTube, YouTube, VK
Смотрите все передачи СП-ТВ
«СП ТВ»: Что дороже — война или цветная революция?
— Единственная оценка, которая сегодня существует, это расследование, которое провели французские документалисты. Они буквально прошли по следам «революции роз» в Грузии и «оранжевой революции» на Украине.
По французским оценкам, на обеспечение этих двух революций в совокупности было потрачено порядка 200 миллионов долларов.
Для американского бюджета это незначительная сумма, особенно если протест растянут во времени. Во всяком случае, это намного дешевле войны.
«СП ТВ»: Сейчас самая острая ситуация в Сербии. Страну уже который год сотрясают протесты, особенно в последние месяцы…
— То, что происходит в Сербии, это не стихийное движение масс, недовольных правлением президента Александра Вучича, а классическая цветная революция.
Сербия — единственная страна, которая не присоединилась к санкциям против Российской Федерации и остается нашим настоящим союзником в этом регионе.
С другой стороны, сербское руководство старается балансировать между Россией и Западом. Если народ, простые сербы очень хорошо к нам относятся, то элита в основном смотрит на Запад.
«СП ТВ»: Судя по позиции президента Вучича, прозападные настроения все же перевешивают?
— Офицерский корпус в Сербии уже не учит русский язык, но обязательно учит английский. Высокопоставленные военные проходят подготовку на Западе. Народу Сербии приходится ориентироваться на элиты, в которых царят разные настроения.
Президент Вучич сидит на этой пороховой бочке уже не первый год. При помощи цветной революции ему постоянно пытаются показать: если он что- то сделает не так, с ним будет то же, что и с Милошевичем. Но сербские власти понимают: для них признание Косово — это коллективное самоубийство.
«СП ТВ»: В каких еще странах могут произойти цветные революции? Не могут ли политтехнологи задуматься о цветной революции в Иране, ведь у США пока не всё получается на переговорах по ядерной сделке?
— В Иране ситуация активно созревает. Там происходит смена поколений. В стране активная, технологически продвинутая и, соответственно, хорошо организованная молодежь. И у нее западные ценности очень популярны.
«СП ТВ»: А Турция? Там тоже непростая экономическая ситуация, в крупных городах проходят антиправительственные митинги. И заинтересованность у Запада есть: Россия и Турция поддерживают конвенцию Монтре, которая Западу очень мешает?
— То, что сейчас происходит в Турции, я бы не стал называть цветной революцией. Протесты там не организованные.
В Турции просто политическая борьба на повышенных тонах. А цветная революция — это организация государственного переворота, нацеленная на результат.
«СП ТВ»: Возможна ли организация цветной революции в Соединенных Штатах? Тем более, что для этого есть все предпосылки: Трамп сейчас активно высылает мигрантов, демпартия, которая опирается в основном на цветное население, потерпела поражение, но жаждет реванша…
— В США уже есть примеры управляемых массовых протестов. Я имею в виду волнения, которые начались в 2014 году после убийства афроамериканца полицейскими в Фергюсоне, штат Миссури.
Они охватили практически все крупные города США, включая Вашингтон и Нью-Йорк. Сегодня вероятность цветной революции в США гораздо выше: к афроамериканскому населению могут присоединиться еще и латиносы, половина из которых на нелегальном положении. Получается приличная масса активных людей, которым нечего терять.
Интересно, что в мае 2020 года, в разгар беспорядков в южных американских штатах, Сьюзан Райс, бывший помощник президента Барака Обамы по национальной безопасности, в эфире CNN заявила: «Все то, что происходит в США, все эти массовые протесты, организованы как будто по русской методичке…»