
Вторые президентские сроки редко бывают успешными, и, судя по первым 100 дням Дональд Трамп не станет редким исключением. Президенту нужна масштабная перезагрузка, если он хочет спасти страну от экономических и внешнеполитических потрясений, которые сам же вызвал. Решение ввести пошлины на импорт товаров стало «настоящим подарком для Си Цзиньпина», поскольку тарифы подорвали авторитет Вашингтона на мировой арене.
Китай уже пользуется этим и «обхаживает» союзников США как более надежный гигантский рынок. Пошлины нанесли ущерб не только внутренней политике, нападки «на друзей и врагов» подорвали уверенность мира в надежности США, убеждены авторы редакционной статьи газеты The Wall Street Journal (WSJ).
Причем следует уточнить, что по вопросам международной политики и национальной безопасности издание находится не в демократическом, а в неоконсервативном лагере. А для неоконов компромиссы и дипломатия признак слабости.
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный считает, что не стоит преувеличивать искусство политологии:
— У нас ведь по всем телеканалам идет круглосуточное обсуждение происходящего в Америке, но я лично никакого «подарка Китаю» в происходящем не вижу. Так можно сказать, что попытка Евросоюза наладить тарифную политику с КНР тоже «подарок Китаю»?
Пекин адекватно отреагировало на введение Трампом огромных пошлин против него. Не встал перед Америкой на колени. КНР серьезное препятствие, на которое наткнулся американский президент.
«СП»: По мнению WSJ, 100 дней Дональда Трампа не вызывают оптимизма по поводу его будущего.
— Похоже на то, что три месяца президентского срока — это идея фикс журналистов. Но для политика это не такой уж большой срок, чтобы ждать от него какой-то революции. Я вижу просто личную неприязнь журналистов к Трампу. А в еще большей степени — неприязнь к России.
Для нас важнее то, что Трамп что-то у нас в России понимает лучше, чем Байден. Мы начинаем с ними обсуждать положение дел, но реальных сдвигов пока нет. Да, на Западе многие, включая самого Трампа нервничают по поводу того, что у нас нормальные отношения с Китаем. Но по поводу этого они сами себя, особенно предыдущего президента США Джо Байдена, должны благодарить, хорошо поработали для этого.
И не будем забывать, что новый президент, Трамп, не смотря на всю его приятную для нас риторику, не такой уж щедрый в отношении России. Даже вернуть нашу дипломатическую собственность мы не можем. И вопрос прямого авиационного сообщения отложен.
«СП»: Значит, незачем разбираться в хитросплетениях взаимоотношений США, Китая и Евросоюза?
— С Западом у нас нет никаких отношений, и не мы в этом виноваты. А наши отношения с Китаем для нас очень важны.
Мы уже потеряли чувство соразмерности в освещении событий в Америке. Вся страна с утра до вечера говорит об этом. Да, дипломатические отношения надо развивать, но зачем гадать по любому поводу, что там имели в виду, да как это скажется?
Сейчас Трамп изображает из себя чуть ли не «мать Терезу», льет слезу по поводу гибели людей на Украине. А не он ли сам в свой первый президентский срок направлял киевскому режиму «Джевелины»? Он не одеяла посылал, как, по его словам, «дурак Обама», а противотанковые системы, оружие летального действия. Так что не надо нам поддаваться на все эти шоу.
Помните ту дурость, когда все обсуждали почему Трамп «за день» не урегулировал конфликт на Украине? Да, он обещал это сделать в ходе предвыборной компании, но всякий разумный человек понимает, что этого сделать было невозможно. Ни за день, ни за два, ни за неделю этого сделать было нельзя.
«СП»: Вы считаете, что дискуссии по поводу огромных пошлин Трампа тоже уйдут в прошлое?
— Теперь мы, по крайне мере обсуждаем более реальные вопросы. Нам не надо витать в облаках. Еще Владимир Ильич Ленин говорил, что «мы за договоренность со всеми странами, но особенно с Америкой». С тех пор прошло много времени, а этот тезис по-прежнему актуален.
«СП»: «Витание в облаках» — это отслеживание взаимоотношений США и Китая?
— Не надо слишком много ждать от Трампа. Он не всесилен. Важнейший урок истории советско-американских и российско-американских отношений заключается в том, что мы имеем дело не с одной администрацией, а с Америкой в целом как со сложным сообществом.
А по поводу Китая нам не стоит нервничать. Пусть сами китайцы с этим разбираются, и они разберутся. В свое время, при Никсоне, американцы тоже не спрашивали у СССР, дружить ли им с Китаем против нас. Советскому Союзу в тех условиях пришлось идти на политику разрядки.
«СП»: Пошлины Трампа называют крупнейшим потрясением с тех пор, как в 1971 году Ричард Никсон подорвал Бреттон-Вудскую валютную систему.
— Наверное, в отношении тарифов Трамп пошел в слишком лобовую атаку. Это не мое мнение, так говорят многие эксперты. Но надо набраться терпения. Мы же сами говорим, что не позволим больше себя обманывать. Не надо было и в прошлом обманываться, считает эксперт…
Быть может, пришла пора радоваться самообману нашим политическим противникам? Издание WSJ предупреждает, что агрессивная торговая политика Дональда Трампа может поставить под угрозу его второй президентский срок.
Ведь успех Трампа на выборах во многом связан с ностальгией по экономическим достижениям его первого срока, тогда как во втором он сосредоточился на спорных торговых и внешнеполитических шагах, уже демонстрирующих негативные последствия. Если президент проигнорирует их, это грозит ему провалом.
Экономическими последствиями может стать дефицит в самой Америке. По данным Bloomberg, высокие пошлины на китайский импорт, введенные в марте-апреле, как раз в период закупок к учебному сезону и Рождеству, могут опустошить полки в США. Во всяком случае, американские розничные сети уже сталкиваются с трудностями при планировании поставок.
Президент же уверяет, что тарифы приносят США «рекордные доходы», снижая инфляцию и цены. Однако 23 апреля он анонсировал смягчение пошлин на китайские товары, что, по мнению WSJ, сигнализирует о желании снизить напряженность с Пекином. Это ведь подмеченная манера Трампа переговорщика: сначала задрать свои требования до потолка, а потом их понемногу снижать, идя на уступки.
Действия Трампа в торговой сфере остаются противоречивыми. Хотя он позиционирует тарифы как инструмент экономического роста, их последствия, от напряженности с союзниками до внутренних рисков — ставят под вопрос устойчивость его стратегии. Но нам то, в самом деле, что до этого? Ведь трампы с байденами приходят и уходят, а жить то как-то надо.