
Состав российской делегации и список конкретных вопросов, которые будут обсуждаться на переговорах в Стамбуле 15 мая, до сих пор официально неизвестны. Западные журналисты и эксперты теряются в догадках, предлагая версию одна другой фантастичнее.
Пролил свет пока лишь спецпредставитель президента США Кит Келлог: в интервью Fox News он заявил, что будут обсуждаться, в частности, отказ Украины от спорных территорий, контроль над Запорожской АЭС, а также обеспечение доступа киевского режима к Днепру и Черному морю. Такой же список обсуждаемых вопросов подтвердил и другой представитель американского президента Стивен Уиткофф.
Кроме того, как заявил Келлог, США уже начали «серьезное обсуждение», что к западу от Днепра могут быть размещены военные четырех европейских стран: Великобритании, Франции, Германии и Польши. Однако сразу после того, как Келлог сделал такое заявление, Польша официально опровергла размещение своих военных на Украине — об этом объявил министр национальной обороны Владислав Косиняк-Камыш.
Reuters со ссылкой на источники в Белом доме пишет: самым сложным вопросом для обсуждения в «Стамбульском формате» станут гарантии безопасности для Украины.
Киев настаивает на получении таких гарантий от крупных держав, особенно от США, которые должны быть более надежными, чем Будапештский меморандум 1994 года. Этот документ, подписанный Россией, США и Великобританией, лишь обещал уважать суверенитет Украины, но не обеспечивал реальной защиты.
Reuters пишет, что Украина настаивает на «надежных гарантиях безопасности», которые могут включать соглашение, аналогичное ст. 5 Договора НАТО. Однако США против таких жестких требований, поскольку это означало бы прямую военную конфронтацию России с Западом.
В рамках так и не подписанного «Стамбульского соглашения» 2022 года Украина готова была согласиться на постоянный нейтралитет в обмен на гарантии безопасности от постоянных членов Совбеза ООН и ряда других стран (включая, например, Китай). Однако теперь риторика киевского режима полностью изменилась — они не готовы соглашаться на нейтралитет.
Reuters также пишет, что один из сложнейших вопросов на переговорах — это территориальные уступки киевского режима. Согласно проекту мирного плана, который разработала администрация Дональда Трампа, США могли бы де-юре признать контроль России над Крымом и де-факто — над частями бывших украинских Луганской и Донецкой областей.
Владимир Зеленский с первого дня подготовки к встрече принялся спекулировать на ней. Политический обозреватель Марк Галеотти в колонке для журнала The Spectator пишет: демонстративный «ультиматум» Зеленского о том, что он якобы будет вести переговоры лично с Владимиром Путиным, лишь доказывает, что Украина на самом деле не готова к настоящим мирным переговорам.
Зеленский не может не знать, что визит политической фигуры такой величины, как Путин, требует длительной протокольной работы. Она может длиться несколько недель, но никак не несколько дней. Тем не менее, аналитик уверен, что переговоры все равно состоятся. Тем более что в этот раз учтен главный недостаток предыдущих переговоров, которые сорвались в Стамбуле в 2022 году, — это участие западных стран, считает Галеотти.
Именно потому, что они не были приглашены к переговорам в 2022 году (в том числе как гаранты безопасности Украины), прийти к подписанию мирного договора не удалось. Сейчас к участию приглашены США.
Кроме того, две ведущие страны Глобального Юга — Бразилия и Китай — также поддержали мирные переговоры. Бразильский президент Лула де Сильва после визита в Китай прилетел в Москву, в аэропорт «Внуково-2». С кем из представителей российской элиты он успел встретиться, официально не сообщалось.
Только недавно улетевший из Москвы после 4-дневного визита председатель КНР Си Цзиньпинь также выступил с инициативой о необходимости достижения «справедливого», «прочного» и «юридически обязывающего» мирного соглашения.
В совместном заявлении Бразилии и Китая подчеркивается важность прямого диалога между Москвой и Киевом как единственного способа прекращения конфликта.
Между тем, как отмечает Галеотти, на фоне усиления дипломатической активности стран Глобального Юга, западная «Коалиция желающих» только слабеет.
Натовцы уже не проявляют четкой готовности к активным действиям, а угроза новых санкций воспринимается как устаревшая риторика. Об этом свидетельствует и то, как торопливо Польша бросилась опровергать заявление Келлога о размещении своих войск.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».