«Правое дело» споткнулось на идее прибрать под свое крыло русских националистов. Началось с того, что глава подмосковной ячейки правых Борис Надеждин заявил «Известиям», что провел уже несколько круглых столов по «русской теме». В результате, по словам г-на Надеждина, в партию стали массово вступать «крепкие мальчики из числа фанатских движений. Ну, а то, что для них очень важен „русский вопрос“ и то, что он, действительно, очень остро стоит в Московской области — это сущая правда»..
Борис Надеждин также сообщил, что в последние несколько лет в Московскую область на постоянное проживание приехало порядка 400 тысяч человек из южных регионов России. «Да что там говорить, когда я пришел регистрировать своего сына, который родился два месяца назад, там в очереди было десять человек, и только трое — русские, а остальные выходцы с Северного Кавказа», — заметил Надеждин. «Только я хочу сразу отметить: я не против них — пусть приезжают. Но, если оказываются здесь, пусть становятся русскими — то есть, следуют нашему укладу жизни, соблюдают наши традиции, а не пренебрегают интересами местного населения. Поэтому я и выдвигаю лозунг «Подмосковье — русская земля!», — подчеркнул он.
По данным «Известий», Надеждин якобы пригласил работать в партию члена Русского общественного движения Виктора Милитарева, который войдет в список на выборах в Мособлдуму. Кроме того, в партийный список на выборы в Госдуму может войти неоднократный участник «Русских маршей» Петр Милосердов.
Издание отметило, что «Правое дело» еще на съезде в июне, на котором лидером избрали бизнесмена Михаила Прохорова, утвердило символику партии с «прорусским» акцентом. В качестве символа решили использовать звезду, оформленную в черно-желто-белых цветах. Флаг такой расцветки в последнее время, в основном, использовали националисты. Кроме того, личный предвыборный сайт Прохорова, который сейчас разрабатывается, располагается по адресу made-in-russia.ru. Эти действия не прошли незамеченными «целевой аудиторией»: тогда же, в июне, издание SaratovNews сообщало, что к «Правому делу» готовы присоединиться саратовские националисты.
Буквально сразу на этот националистический крен последовала реакция лидера лидера «Правого дела» Михаила Прохорова. Он предложил главе подмосковного отделения покинуть партию, если он разделяет взгляды националистов.
Возможен ли в принцие альянс «правых» и наци, рассуждает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«СП»: — Алексей Владимирович, в чем взаимный интерес «правых» и националистов?
— Интерес простой. Если «Правое дело» не пройдет в парламент, партию можно закрывать. Это «Яблоко» может существовать вне парламента как интеллигентский клуб и структура, имеющая определенные возможности на муниципальном уровне. У «правых» людей, готовых за идею состоять в партии, очень мало. Они, в основном, ушли из партии, когда ликвидировали СПС. Итак, «Правому делу» надо пройти в парламент. Какой ценой — вопрос второстепенный. Поэтому «правые» сейчас готовы на многое.
С другой стороны, ходили многочисленные слухи, что Кремль хочет перед выборами создать правую партию, причем, не в чубайсовском смысле, а правую с точки зрения умеренных националистов. Это нужно, чтобы создать альтернативу националистам радикальным.
«СП»: — Но разве не этим занимается ЛДПР?
— Да, ЛДПР и «Правое дело» выступят на этом поле конкурентами, если линия на создание умеренно-националистической правой партии будет продолжена. При этом возникает и странное совмещение планов. С одной стороны, был проект праволиберальной партии во главе с Прохоровым. С другой — проект партии умеренных националистов. Заявления Надеждина вызвали ощущение, что эти два проекта не очень органично попытались совместить в одном.
«СП»: — Чем это грозит?
— Достаточно серьезным проблемами. Вопрос в том, готовы ли националисты проголосовать за Прохорова, и готовы ли голосовать за такого Прохорова либералы? Я не уверен, что в этом случае Михаил Прохоров получит поддержку идеологических либералов или идеологических националистов. Для националистов он остается олигархом. Для либералов само присутствие националистов в партийном списке — явление невозможное.
«СП»: — На что тогда рассчитывает Прохоров?
— Думаю, он будет искать своего избирателя среди тех, кто ждет от него чуда. Среди те, кто верит, что богатый человек, который заработал для себя миллиарды, поможет и остальным. Найдет золотой ключик, который откроет заветную дверцу — и мы начнем жить пусть не в сказочной стране, но хотя бы чуть лучше, чем сейчас. Для этого избирателя вопрос, кто конкретно идет за таким политиком — третьестепенный.
Однако, чтобы привлечь такого избирателя, нужна сильная харизма, а ее у Прохорова нет. Сейчас Прохорова пытаются раскрутить с помощью билбордов, выдержанных в желто-черных патриотических тонах, однако харизма от этого не появится.
«СП»: — А что националистов привлекает в «Правом деле»?
— С националистами все понятно. Они используют любую возможность, чтобы попасть в парламент — все равно, с Прохоровым или с Жириновским. Им важно получить легитимность, потому что после Манежной площади к ним стали значительно хуже относится во власти. Поэтому им нужно найти партию, которую власть либо поддерживает, либо терпит, и с этой партией попасть в большую политику.
Но проблема остается. Готов ли будет аполитичный, националистически настроенный гражданин (который партийной программы не читает, а ориентируется на два-три лозунга) проголосовать за Прохорова?
И еще момент. Сейчас Прохорова принимает Медведев, но сможет ли президент принимать политика, который будет прямо апеллировать к националистам? Есть, правда, пример Жириновского, но ВВЖ — это некая политическая реальность. Он уже 20 лет в политике и реально является партнером власти. Жириновский запустил успешный проект — ЛДПР — еще при поддержке советских властей, и с тех пор неизменно оказывался в Думе.
В случае же Прохорова мы имеем дело с партией, которую еще нужно — причем, очень быстро — раскрутить. И непонятно, не окажется ли она между двумя стульями, пытаясь угодить и националистам, и либералам.
Другое мнение
Александр Белов, экс-лидер запрещенного Движения против нелегальной иммиграции:
— Национализм сейчас — самый успешный тренд в российской политике. Так или иначе, его учитывают порядка 60% избирателей. Но генеральной партии, которая бы представляла националистов, нет. По разным причинам, в первую очередь — из-за позиции Кремля, который ведет постоянную борьбу с любыми появлениями националистического сознания. Поэтому различные партии, в том числе «Правое дело», будут бороться за привлечение части националистического электората.
Думаю, перед выборами этот электорат разделится. Часть националистов, которая верит в Рогозина, вслед на ним интегрируются в «Народный фронт» Путина. В основном, это государственники, которые готовы идти на диалог с нынешней властью ради «великого будущего».
Вторая группа — националисты, готовые закрыть глаза на интернационализм КПРФ, и перейти под его знамена. Там, в частности, может оказаться Бабурин.
Есть еще националисты, ориентирующиеся на либеральные ценности. Скажем, Евгений Ройзман. Он, правда, не считает себя националистом, но его риторика и деятельность носит чисто националистический характер. Ройзман уже заявил, что будет с «Правым делом», а он — фигура знаковая. Как мне представляется, в «Правом деле» националисты имеют шансы стать похожими на европейских «правых» — еще не «Национальный фронт» Ле Пена, но уже близко.
Наконец, есть ЛДПР. Риторика у партии радикально-националистическая, но среди самих националистов есть определенное недоверие к Жириновскому как к человеку, который ориентируется на Кремль, и в последний момент может вычеркнуть из списков кого-то неугодного. Тем не менее, переговоры о включении националистов в списки ЛДПР ведутся. Думаю, это интересно националистам. В ЛДПР возможен чистый национализм, с его расистским уклоном — не либеральный и не западный, без коммунизма и преклонения перед официальной властью.
Повторюсь, все эти структуры будут бороться за националистическое поле, а оно довольно широкое. Выиграет тот, кто будет использовать национализм наиболее скандально. Такой шанс есть у Жириновского, но нет у «Правого дела»: там будет слишком много ограничений накладываться либералами, которые присутствуют в виде остатков гозмановской тусовки.
Я думаю, сейчас в жизнь воплощается идея, которую ДПНИ озвучивала 5−6 лет назад. Мы говорили тогда, что заставим общество «праветь», заставим его быть более националистичным. И тогда каждая партия будет в программных документах ставить националистический тренд на первое место. Таким образом, мы получим не борьбу партий друг с другом, а борьбу за то, кто из партий бОльший националист. И что это принесет больше пользы, чем появление одной националистической партии. Сегодня этот процесс выглядит именно так.
Надеждина выгоняют из рядов «правых»
Как только националистические высказывания Бориса Надеждина появились в прессе, последовала реакция лидера «Правого дела» Михаила Прохорова. Он предложил главе подмосковного отделения покинуть партию, если он разделяет взгляды националистов.
«Прозвучавшие в прессе фамилии людей, близких к идеологам „Русского марша“ и якобы имеющих отношение к „Правому делу“ — это чистой воды инсинуация. Никаких официально выдвинутых от подмосковного отделения лиц, заигрывающих с национализмом, нет», — говорится в официальном заявлении «Правого дела», переданном «Интерфаксу».В заявлении отмечается, что политсовет московского областного отделения партии составил лишь список рекомендованных лиц к выдвижению для регионального списка партии по Подмосковью на выборах в Госдуму. «Это формальная рекомендация. Региональный и общефедеральный списки принимаются съездом партии, который пройдет в сентябре, или федеральным политсоветом партии. И уж поверьте, националистов там не будет. Партия „Правое дело“ — это партия не экстремистов, а партия адекватных людей», — отмечается в заявлении.
В «Правом деле» заверяют, что «рады видеть в своих рядах людей самых разных убеждений, но кому нет места в партии — это националистам, и любые рассуждения на эту темы — это прямой путь к расколу России».
«Что касается заявлений Бориса Надеждина, это его личная позиция. С позицией партии она не имеет ничего общего. Борису свойственно многословие, которое зачастую вредит другим и его репутации, в том числе. А если господин Надеждин действительно разделяет такие взгляды, то ему не место в партии», — подчеркивают в «Правом деле».
Многоликий национализм
В январе 2011 года «Левада-Центр» провел опрос, как россияне относятся к идее «Россия — для русских». Как оказалось, безоговорочно поддерживают лозунг 15% опрошенных (в 2010 — 19%, в 2000 — 15%), поддерживают в «разумных пределах» 43% (в 2010 — 35%, в 2000 — 34%). А вот тех, кто считает эту идею «настоящим фашизмом», стало меньше — 24% (в 2010 — 21%, в 2000- 27%). В целом, лозунг в той или иной степени поддерживают 58% россиян (в 2010- 54%, в 2000 — 49%).
Впрочем, сколько процентов граждан реально готовы проголосовать за националистов — большой вопрос. Дело в том, что национализм — разный. Эксперты выделяют четыре типа этого мировоззрения: «гражданский», «этнический», «советский» и «великодержавный». Все они представлены в нашей стране.
«Великодержавную» версию исповедует непосредственно государственный аппарат, этой же идеологией «патриотического воспитания» воспитывают остальное население. Отличительная черта этой ветви национализма — зацикленность на прошлом. Пантеон «великодержавников» — Александр Невский, Николай II, Леонид Брежнев, и Юрий Андропов.
«Советский» национализм — это, скорее, удел оппозиции в лице КПРФ и других партий условно «левого» фланга. У «советских» безусловный лидер — Иосиф Сталин.
Этнический национализм в официальном политическом поле России никогда не был представлен: это течение считается экстремистским и подлежит немедленному запрету. Однако все последние 20 лет существовали и существуют полулегальные организации и секты: от РНЕ до «Славянского союза», «Славянской Силы», и ДПНИ. Как правило, все эти движения частично или полностью контролируются спецслужбами, или быстро разваливаются вследствие провокаций.
Что касается «европейского», «гражданского» национализма, по независимого исследовательского института IFAK по заказу Deutsche Welle в сентябре 2010 года, 34% респондентов считают Россию «неотъемлемой частью Европы», но лишь 10−15% интересует европейская система ценностей, демократия, свобода слова, общая культура и идентичность. Таким образом, и число сторонников «гражданского» национализма вряд ли превышает эту цифру.
В целом, по по оценкам экспертов, «национальную идею» разделяют не более 10−12% избирателей. За эти голоса и пойдет борьба.
Фото: «Юрий Мартьянов/Коммерсантъ»