
Глава Госдепа США Марко Рубио в интервью программе Face the Nation на CBS выразил надежду, что вопрос о встрече президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина скоро решится.
«Механика организации такой встречи потребует немного работы, поэтому я не могу сказать, что планируется с точки зрения выбора места и даты. Но президент хочет это сделать. Он хочет сделать это как можно скорее», — заявил он.
По словам госсекретаря, российская сторона тоже выражала готовность к встрече. Сейчас остается «собрать всех вместе» и определить, где и когда она пройдет и чему будет посвящена, уверен он.
В Кремле, в свою очередь, заявили, что переговоры на высшем уровне необходимы с точки зрения как двусторонних отношений, так и международных вопросов, в том числе конфликта России и Украины, но объяснили, что они требуют «длительной, напряженной подготовки».
— Встреча Путина и Трампа, безусловно, необходима, и сам факт ее организации свидетельствует, как минимум, о нормализации российско-американского диалога, что является безусловным позитивным сигналом для мирового сообщества, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Однако всем известно, что эта нормализация встречает противодействие со стороны ряда представителей американских и европейских элит. Плюс ко всему, следует понимать, что вопрос организации встречи двух лидеров — вопрос, который не решается мгновенно, а подлежит детальной проработке, включающей в себя сопоставление графиков, выбор оптимального места встречи и ряд других вопросов.
При этом представляется, что выбор нейтральной площадки как места встречи Путина и Трампа не будет трактоваться с точки зрения обеспечения преимущества для той или иной стороны. Очевидно, и то, что в нормализации отношений больше заинтересована американская сторона в лице администрации Трампа. Россия приспособилась к жизни под санкциями, а вот в США провал политики администрации Байдена по отношению к России признают уже на официальном уровне. Им и придется инициировать исправление возникшей ситуации, принимая во внимание факт получения возможных дивидендов от взаимодействия с Россией, чего Трамп не только как политик, но и как крупный бизнесмен не может не понимать.
— Сейчас вероятность, что подготовка такой встречи активизируется, все-таки выше, чем за предыдущие месяцы второго срока Дональда Трампа, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— В Белом доме вполне могут сказать, что Россия за эти месяцы сделала несколько шагов навстречу Вашингтону, включая первый раунд по проведению переговоров с Украиной. Конечно, госсекретарь США Марко Рубио накануне российско-украинских переговоров в Стамбуле посетовал, что из Москвы «послали сюда группу более низкого уровня». Тем не менее, у администрации США сейчас есть на руках хотя бы какие-то аргументы для критиков, что проведение такой встречи не является исключительно «авансом» со стороны Трампа.
Кроме того, все наблюдатели уже убедились, насколько обсуждение всех противоречий по тому же кризису вокруг Украины — сложный процесс. То есть, встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным, даже в случае, если реальных подвижек по разрешению того же украинского кризиса она не даст, будет выглядеть уже не провалом излишне самонадеянного американского президента, а скорее попыткой с его стороны прибегнуть к последнему средству, когда другие не сработали.
Судя по всему, администрация США пытается готовить общественное мнение именно к подобным трактовкам — отсюда и реплика того же Рубио, что прямые переговоры российского и американского президентов «единственный способ достичь прогресса».
Другое дело, что, если встреча между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом не закончится хотя бы минимальными подвижками по разрешению кризиса вокруг Украины, которые американский президент может предъявить внутренней аудитории (в том числе, более жестко настроенной к России части республиканцев), давление на хозяина Белого дома внутри США усилится. Ему напомнят, что он и сам неоднократно обещал, при необходимости, усилить санкционное давление на Россию в случае подобных проблем. Трамп подтверждал такую готовность и относительно недавно, отвечая на вопрос о санкциях со стороны ведущего Брета Байера на телеканале Fox News репликой, что готов сделать это.
В случае, если встречу Трампа с российским президентом сочтут в США неудачной, двухпартийный законопроект группы республиканцев и демократов о введении пошлин на уровне 500% на импорт товаров из стран, покупающих у России «нефть, газ, уран и иные продукты», будет, как минимум, обсуждаться активнее. Это не значит, что неудачные итоги встречи с российским президентом загонят Трампа в угол, но пространство для маневра это несколько сузит. Отсюда и относительно осторожный подход Белого дома к обсуждению организации такой встречи.
«СП»: Кому больше нужна эта встреча?
— Пока более явный публичный интерес к подготовке встречи проявляет американская сторона. Конечно, фразу Трампа «ничего не произойдет, пока мы с Путиным не встретимся», можно воспринимать и как часть традиционного политического стиля нынешнего президента США, желания постоянно напоминать о себе, как о главном игроке.
Но снова отметим, что о значении такой встречи не раз напоминал и Марко Рубио, то есть, тезис о готовности к очным переговорам с Владимиром Путиным — не просто импровизация Трампа, а часть последовательной тактики нынешней американской администрации.
Можно предположить, что для российского руководства такая встреча также имела бы существенное значение. Но с точки зрения интересов Москвы, слишком явное форсирование их проведения может нести риски — ведь в случае, если такие переговоры не дадут более-менее осязаемых результатов, следующая встреча президентов России и США может состояться уже после довольно длительной паузы.
Если подготовка встречи не сорвется, велика вероятность, что Белый дом и Кремль объявят о ней почти синхронно.
«СП»: Где должна пройти встреча? Почему не в Москве или Вашингтоне?
— Варианты с проведением такой встречи и в Москве, и в Вашингтоне могут стать поводом для критики в адрес Трампа со стороны внутриамериканских оппонентов, что он дает Кремлю слишком большой «дипломатический аванс». Поэтому скорее в случае проведения такой встречи будет выбрана нейтральная площадка. Вариантов довольно много — от тех же Саудовской Аравии или ОАЭ до менее очевидных площадок, включая менее обсуждаемый сейчас в таком контексте Вьетнам, где тот же Трамп в феврале 2019 года проводил переговоры с лидером КНДР Ким Чен Ыном.
«СП»: Трамп заявил, что только его встреча с Путиным положит конец украинскому конфликту. Так ли это?
— Понятно, что такая встреча — не панацея. Если она произойдет в ближайшие недели, велика вероятность, что боевые действия после этого продолжатся.
«СП»: А какие ещё темы нужно обсудить? Какие интересны им, а какие нам? В чем можем договориться?
— Дональд Трамп, анонсируя телефонный разговор с Владимиром Путиным, упоминал, что там будет обсуждаться также «торговля», то есть, вероятно, экономические вопросы в широком смысле. Для России, в частности, будет важно обсудить, по крайней мере, перспективы смягчения санкций. США могут затронуть в рамках таких переговоров темы, влияющие на мировой энергорынок, а также более широкие международные вопросы. Но это не значит, конечно, что Трамп предложит России «разделить мир», как иногда говорится в популярных прогнозах. Скорее, с его стороны упоминание более широких международных тем может быть «прощупыванием почвы», насколько по этим вопросам возможно тактическое сотрудничество с Россией.
«СП»: Какие итоги встречи можно считать успехом, а какие провалом?
— Для Трампа хотя бы относительным успехом будет выглядеть продолжение российско-украинских переговоров после такой встречи в любом формате, для России — как минимум, ситуация, при которой давление Вашингтона на Киев усилится.
Соответственно, неудачный сценарий для Трампа — приостановка переговорного процесса по украинскому кризису. Не самый лучший вариант для России — наступление после таких переговоров длительной паузы в рамках диалога с Вашингтоном и даже относительное расширение различных форм поддержи Киева со стороны США.
Понятно, что многое будет зависеть от даты встречи и положения дел в зоне боевых действий на тот момент. Но пока выше вероятность, что если встреча российского и американского президентов произойдет в ближайшей перспективе, вряд ли это будет явный поворотный момент. Скорее, после таких переговоров, произойди они, например, в первой половине лета, ситуация с кризисом вокруг Украины останется, во многом, неопределенной.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».