
В территориальных водах России на Балтике в воскресенье, 18 мая, был задержан танкер Green Admire, вышедший из эстонского порта Силламяэ. Об этом со ссылкой на Департамент транспорта Эстонии сообщает Bloomberg
Судно под флагом Либерии, принадлежащее греческой компании Aegean Shipping, направлялось в нидерландский Роттердам с грузом сланцевого масла. Но было остановлено в российской акватории кораблем береговой охраны «Аметист», формально для проверки документов, пишет тг-канал WarGonzo.
В Департаменте транспорта Эстонии, между тем, утверждают, что танкер следовал по ранее согласованному с Россией и Финляндией пути.
«При выходе из порта Силламяэ суда движутся по территориальному морю Российской Федерации, так как этот маршрут безопаснее для крупных судов, чем плавание между мелями в морской акватории Эстонии», — заявили в эстонском ведомстве.
В департаменте также отметили, что это первый такой случай. И дали понять, что теперь они будут направлять суда через свои территориальные воды, чтобы избежать подобных ситуаций.
Согласно данным портала эстонского национального телерадиовещания (ERR), в настоящее время Green Admire стоит на якоре у российского острова Гогланд в Финском заливе. Однако официальных заявлений российской стороны по данному поводу пока не поступало.
Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна, в свою очередь, уже обвинил Россию в «непредсказуемости», но призвал «реагировать спокойно и последовательно».
«Танкер подчинился, применения силы не было — но, конечно, мы внимательно следим за тем, сможет ли судно продолжить движение», — приводит его слова ERR.
Необходимость переговоров с Москвой в данный момент Цахкна отверг. При этом союзников о задержании танкера, как он утверждает, проинформировал.
Инцидент с Green Admire произошел на фоне ужесточения мер против так называемого «теневого флота» России, задействованного для обхода санкций при транспортировке углеводородов.
Эстония с начала года как минимум дважды уже пыталась задержать суда, якобы связанные с перевозкой российской нефти и газа. Последний раз это случилось 14 мая, когда ВМС Эстонии при поддержке авиации НАТО попытались задержать в международных водах танкер Jaguar под флагом Габона, вышедший из индийского порта Сикка и направлявшийся в российский Приморск, недалеко от Санкт-Петербурга.
Попытка принудить судно войти в эстонскую акваторию сопровождалась угрозами тарана и неудачной высадкой десанта с вертолета. После чего Россия направила истребитель Су-35 для сопровождения танкера.
Впрочем, прибалты, видимо, серьезно закусили удила в стремлении ограничить импорт российской нефти.
По словам главы эстонского правительства Кристена Михала, недавний инцидент с участием Су-35 ВКС России «ничего не меняет», поскольку Эстония «полна решимости» продолжать проверку подозрительных танкеров.
«Я бы сказал, что все — эстонцы, финны — будут следить за такими судами, и если будет что-то подозрительное, мы спросим об этом. Все будут это делать», — заявил премьер.
Разработать «правила» для обращения с «теневым флотом» России пообещал и глава МИД Литвы Кястутис Будрис.
«Международное морское право в этой ситуации не совсем понятно, но очевидно, что, когда есть суда без флага, пространство для действий прибрежных государств шире», — сказал Будрис.
И призвал запретить всем судам российского «теневого флота» входить в воды исключительной экономической зоны Евросоюза. Его слова приводит агентство Delfi.
— Европейский союз давно рассматривает идею блокады России на Балтийском море, — комментирует ситуацию доцент кафедры международной безопасности Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Алексей Фененко. — Главная цель — перекрыть выход в Финский залив и отрезать наше морское сообщение с Калининградом.
Отсюда момент второй. Для этого НАТО использует систему ползучей эскалации — т.е. приучает нас серией инцидентов к тому, что это возможно. Сначала, напомню, это было усиленное патрулирование, взрывы «Северных потоков», теперь задержка судов. Иначе говоря, нас приучают к мысли, что, в принципе, против наших кораблей могут быть предприняты силовые действия.
Но российские суда атаковать напрямую они, конечно, боятся пока. Сначала надо попробовать на «теневых» судах, на судах нейтральных стран — создать, так сказать, прецедент.
Англосаксонское право, как известно, право прецедентное. Если сегодня можно задержать «теневой» танкер, то почему завтра нельзя задержать российский? А там недалеко и до ввода флотов НАТО в Финский залив с попыткой его блокады.
«СП»: Совсем страх потеряли?
— Страх они потеряли после событий в Курской области. Потому что всю прошлую осень НАТО шумело, что, оказывается, на территории ядерной державы — России, воевать можно обычными вооружениями. Россия не то что не применила ядерное оружие, а даже Киев не разбомбила.
Так почему бы не опробовать сценарий попытки блокады Калининградской области на Балтике? Вот нехитрая логика, которая лежит в основе действий НАТО.
«СП»: С нашей стороны какие в таком случае могут быть предприняты действия?
— Я пока не вижу, что могут быть допущены какие-то радикальные шаги. Но, в общем, нам, конечно, надо устанавливать военный конвой судов в Балтийском море. С жестким предупреждением странам НАТО, что мы будем топить любой корабль, который покушается на наши суда.
И создать подобный прецедент. Тут уже, если мы идем к силовому столкновению, будет не до морского права.
По мнению эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, задержанием танкера Green Admire Россия ответила на недавнюю попытку захвата эстонскими ВМС судна Jaguar. Тем самым, дав понять, что впредь будет жестко реагировать на подобные вещи:
— Собственно, я давно говорил, что элиты, которые пришли к власти в Прибалтике в конце 80-х, пришли для того, чтобы продавать Западу свое негативное отношение к России.
И тот факт, что до сих пор значительная часть населения Эстонии и Латвии не получила там гражданство, наглядно об этом свидетельствует. Мы же долгие годы пытались этого не замечать.
Теперь выросли уже следующие поколения политиков в этих странах, которые считают продажу русофобии на Запад своим главным бизнесом. При этом они считают, что у них есть натовский зонтик, поэтому Россия то ли испугается, то ли не захочет еще раз накалять обстановку. А они будут говорить, что находятся «на переднем крае борьбы с русской опасностью» и демонстрировать, что ничего не боятся.
Но если прибалты хотят мирно жить с Россией (а у нашей страны там нет каких-то особо важных интересов, кроме оставшегося русского населения), они должны понимать, что поведение имеет свои нормы и свои границы. В противном случае, как говорится, не обессудьте.