16 августа президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин провели на совместной рыбалке на Волге, в Астраханской области. Они прогулялись по берегу реки, порыбачили на спиннинг. Дмитрий Анатольевич поймал щуку. Рыбацкие трофеи Владимира Владимировича были, судя по всему, скромнее. По крайней мере, об успехах ВВП телевидение ничего не сообщило. Затем Медведев занялся любимым делом — фотосессией. Ему удалось сделать несколько интересных снимков подводного мира Волги и ее окрестностей. Затем российские лидеры совершили прогулку на катере. Как отметили в пресс-службе Кремля, они оба имеют права на управление данным видом речного транспорта.
Так выглядит скупая официальная информация. Но некоторые подробности можно почерпнуть из фоторепортажа с рыболовного приключения.
Начнем с водомоторной техники. Конечно, члены тандема не могли отправиться на рыбалку по-простому. Поэтому каждому дуумвиру подогнали катер Buster Magnum. Это небольшое судно финской постройки — чистокровный спортивный катер открытого моря, способный с мотором в 225 «кобыл» развивать внушительные 50 узлов (93 км/час). Эта лодка длиной 7 метров стоит, как новый «Мерседес» С-класса — 36 324 евро, или 1 465 670 рублей, или 51 069 долларов.
Естественно, укомплектовав Путина такой посудиной, ей навесили на транец мотор максимальной разрешенной мощности. Судя по фото, это Suzuki DF-225 — V-образный шестицилиндровый двигатель объемом 3614 см³ и 32-разрядным бортовым компьютером. Это не только самые компактные, но и самые мощные и скоростные подвесные моторы в своем классе. Стоит это инженерное чудо 705 тысяч рублей, и рекомендуется производителем для «серьезной рыбалки на море». На Buster Magnum в паре с Suzuki DF-225 уместно, наверное, ловить тунца где-нибудь на побережье штата Мэн, США.
Впрочем, сами дуумвиры смотрелись на рыбалке тоже очень по-американски. В почти одинаковых светло-бежевых рубашках и брючках, одинакового роста, с одинаковыми спиннингами, в черных очках, члены тандема напоминали инструкторов скаутского лагеря в перерыве между сменами. Более старший инструктор (Путин) смотрелся как отставник ФБР, его более молодой коллега (Медведев) старательно ему подражал… Окончательно увериться, что дело происходит в Америке, мешают русские камыши, да шмат тины, намотавшийся на винт японского монстра.
Короче, это что угодно, только не рыбалка по-русски.
Кстати, места, где рыбачили Путин и Медведев, примечательные. Вокруг, в астраханской степи, до сих пор попадаются деревеньки, в которых доживают век старики. Когда Волга весной разливается, а потом вода уходит, вокруг деревень остаются множество огромных луж (ну, или небольших озер), в которых кишат щурята. Местные этих щук сушат, складывают в поленницы, а зимой топят щуками печи.
Если бы Путин и Медведев слезли со своих Buster Magnum, и прогулялись на пару-тройку километров вглубь астраханской степи, они, возможно, наткнулись бы на такое поселение, застрявшее в XIX веке. Ей-Богу, это была бы забавная встреча.
Думается, премьер и президент выиграли бы больше в электоральном плане, если бы вышли на рыбалку в обычных российских болотниках, на дюралевой облезлой «казанке». А потом сварили бы ухи «с поленом», и под нее выпили бы по сто граммов. Ну и, глядишь, поговорили бы с нами за жизнь, рассказали, кто будет следующим президентом.
Но тандем не ищет легких путей.
Неделю назад, 10 августа Владимир Путин посетил археологические раскопки на месте древнегреческого города Фанагория. Там он опустился на дно Таманского залива, откуда сразу же поднял две амфоры. Надо сказать, премьеру страшно повезло, и теперь его вклад в науку сложно переоценить. В 2010 году археологи-подводники Фанагорийской комплексной археологической экспедиции ИА РАН, работая на двух постах подводного раскопа, в ходе расчистки обнаружили лишь фрагменты больших амфор, датируемых 6−8 веками н.э. Когда Путин поднялся из морских пучин, стало очевидно, что ученые ИА РАН — законченные неудачники.
Это «древнегреческое» приключение Путина не затмило встречи «без галстуков», которая состоялась 11 июня 2011 года. На ней члены тандема покатались на велосипедах, обсуждая «текущие вопросы социально-экономического развития страны» (так прокомментировала происходящее пресс-служба Кремля) и поиграли в бадминтон. Чем напомнили, в свою очередь, предыдущую встречу «без галстуков» в декабре 2010 года, в сочинской резиденции главы государства Бочаров ручей — совместную партию в бильярд и просмотр фильма «Брестская крепость».
Короче, нам всячески показывает, какой Путин, хороший парень, да и Медведев — тоже. Все бы хорошо, только ощущение от развлечений дуумвиров, будто ты вдруг снова оказался в детском саду. Или в пионерском лагере. Или в сумасшедшем доме.
И все же «просто так» в Кремле ничего не делают. Какие сигналы тандем посылает своими публичными акциями, рассуждает ведущий эксперт московского Центра Карнеги Николай Петров.
«СП»: — Николай Владимирович, зачем президент и премьер публично демонстрируют дружбу?
— Подходят выборы, а нет никакой определенности, будет ли снова Медведев президентом, или Путин возвращается на этот пост. В этой ситуации членам тандема приходится время от времени посылать сигналы, что они, действительно, достаточно близко контактируют друг с другом. Что нет никакого соперничества, а есть замечательное соправление.
Чем больше мы видим пиар-акций каждого из дуумвиров в отдельности (а мы видим их постоянно), тем чаще им приходится демонстрировать, что они живут, как и раньше, душа в душу. Для этого нам и показывают, как Медведев и Путин катаются на велосипедах, как они ловят рыбу.
«СП»: — Избирателя такие вещи убеждают?
— Думаю, избиратель здесь — фигура не самое важное. Важны политические элиты на всех уровнях, потому что они поставлены сейчас в довольно тяжелую ситуацию. Для них, с одной стороны, есть президент, с другой — премьер, и элитам приходится все время демонстрировать лояльность и тому, и другому. Чем ближе выборы, тем в большем недоумении оказываются элиты — прежде всего, среднего уровня и низового. Им и предназначены сигналы, которые посылает тандем.
«СП»: — Какие выводы должны сделать элиты, посмотрев репортаж про рыбалку на Волге?
— Выводы — что разговоры о том, что Медведев точно остается, или Путин точно возвращается, официально ничем не подкрепляются. Это значит, элиты должны сохранять терпение.
«СП»: — Но изменения в тандеме происходят?
— Да. Ходят слухи, что уже в сентябре мы что-то услышим по поводу, кто станет следующим президентом. Это произойдет между форумом в Ярославле и съездом «Единой России». Важно, что нам объявят о решении до декабрьских выборов, как это поначалу планировалось.
«СП»: — Что на это указывает?
— Заседание Валдайского клуба сначала перенесли на декабрь. Было очевидно, что это сделано с единственной целью, и что Кремль не может объявить до декабрьских выборов, кто возглавит Россию. Теперь Валдайский клуб снова сдвинут на октябрь. Исходя из этого, до середины октября будет внесена ясность относительно конфигурации власти на следующие шесть лет.
«СП»: — Это будет официальное сообщение, по типу заявления Ельцина о назначении преемника?
— Нет, в данном случае этого не требуется. На фоне трогательной демонстрации совместного времяпровождения Путина и Медведева будет дан сигнал от участников тандема.
«СП»: — Что конкретно может быть сигналом?
— Например, перед съездом «Единой России» Путин скажет, что, с его точки зрения, тандем прекрасно работал все эти четыре года. Но сейчас имеет смысл совместить посты формального и реального лидера (я говорю условно, фантазирую). Поэтому принято решение, что Дмитрий Анатольевич Медведев сосредоточится на самом важном, прорывном участке, и будет заниматься модернизацией и совершенствованием судебной системы на посту председателя Конституционного суда. А Путин будет нести ответственность за скорейшее полное восстановление и новый импульс развитию страны после кризиса.
В какую форму этот сигнал будет облечен — неважно. Важно его содержание: либо Путин возвращается на пост президента, либо — что маловероятно — Медведев сохранит пост на второй срок, а Путин, кроме руководства экономикой, получает еще что-то.
«СП»: — Вы считаете, Путин вернется?
— Судя по всему, что мы видим, Путин не уходит со сцены — скорее, наоборот, он на ней все больше присутствует. Есть и такой момент: эксперты говорили, что объявление решения о конфигурации власти до выборов ослабит «Единую Россию». Но это произойдет только в случае, если объявить, что Путин уходит и не возвращается. Если же предположить, что объявлено будет совсем о другом — что Путин возвращается — это лишь усилит электоральную базу и «Единой России», и Народного фронта.
Другое мнение
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:
— Совместная поездка Медведева и Путина на Волгу, рыбалка и ныряние призваны показать, что в тандеме нет ни политических, ни личностных противоречий. Что Медведев и Путин вдвоем примут решение о том, кто из них пойдет на выборы 2012 года. Что Медведев не воспринимает компанию Путина, как угрозу собственному положению, а с другой стороны, Путин не предпринимает ничего, чтобы лишить Медведева власти.
Что же касается последних пиар-акций с участием одного Путина, включая не вполне удачную историю с якобы случайным обнаружением амфор — это думская кампания, а не президентская. Рейтинг «Единой России» растет очень медленно, он по-прежнему остается в границах 25−35%, в зависимости от региона. А плановое задание остается на уровне 55−60%. Ясно, что преодолеть этот разрыв без массированного использования административного ресурса практически невозможно.
Путин пытается, с одной стороны, улучшить ситуацию с помощью нехитрых пиар-акций. С другой — он еще раз посылает сигнал бюрократии о том, что он в силе, и, возможно, вернется. Поэтому бюрократия должна не за страх, а за совесть обеспечивать победу «Единой России».