
«А можно наши российские программы по истории заложить в фундамент нашего сотрудничества с республиками СНГ? Не кирпичом единым, а единым учебником истории? Такой фундамент покрепче чем цемент, глина и бетон!», — так начала свое выступление на правительственном часе в Госдуме первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике Марина Ким.
Своим выступлением она не ограничилась и направила соответствующий запрос в Министерство просвещения России. В нем шла речь о наболевшем вопросе — строительстве за счет российского бюджета образовательных учреждений в республиках Средней Азии, которые не всегда объективно отражают факты российской истории.
Впервые вопрос об этом поднял историк Александр Дюков, который обнародовал программы школ Таджикистана и Узбекистана, в которых говорится о «российской оккупации» Средней Азии и «русской колонизации».
Нелишне напомнить, что строительство школ в СНГ обходится российскому бюджету в серьезные деньги. В одной только Киргизии откроют девять русскоязычных общеобразовательных школ, об этом заявил премьер-министр России Михаил Мишустин.
До этого, кстати, парламент Киргизии принял закон о языке, понижающий статус русского… Но и после этого Россия пообещала для граждан Киргизии увеличение бюджетных мест в российских вузах до 5 тысяч человек. Все это выглядит как аттракцион неслыханной щедрости за счет российских налогоплательщиков.
Как отреагировало ведомство Сергея Кравцова на предложение учить детей в республиках с Средней Азии по российским образовательным стандартам? С таким вопросом «СП» обратилась к депутату Госдумы Марине Ким.
— Министр просвещения Сергей Кравцов ответил на мой запрос, что в Киргизии и Таджикистане уже ведется обучение по нашим, российским, учебникам. В других республиках идет работа по созданию единого образовательного стандарта для учебников истории.
Мы предлагаем еще до введения этого образовательного стандарта, пока школа строится — замечу, на наши, российские деньги, — сразу закладывать поставку наших российских учебников вместе с кирпичами и партами. Недавно Президент высоко оценил качество нового учебника истории на встрече с его авторами — Владимиром Мединским, Анатолием Торкуновым и Александром Чубарьяном.
Он описывает не только прошлые события, но и современные, в том числе СВО. Очень хочется, чтобы правильный взгляд на российскую историю охватил как можно больше школьников СНГ, — считает депутат Марина Ким.
Однако, по информации зампредседателя комитета по региональной политике Госдумы, члена фракции КПРФ Михаила Матвеева, ныне действующие межправительственные соглашения с некоторыми республиками Средней Азии не позволят в полной мере реализовать преподавание в местных школах истории по российским стандартам. Национальные Министерства просвещения часто отговариваются тем, что российский курс истории не соответствует местным национальным установкам.
Стоит ли удивляться после этого результатам соцопросов? По их данным, почти половина приехавших в Россию мигрантов ставит шариат выше светских законов. Об этом сообщил в замсекретаря Совбеза Юрий Коков.
43% опрошенных мигрантов предпочитают именно шариат. При этом почти каждый четвертый иностранец (24%) готов участвовать в протестах, чтобы отстаивать право жить в России в соответствии с предписаниями религии. В незаконных политических акциях выразили готовность участвовать чуть более 15%. Это — те люди, которые учились у себя на родине по национальным учебникам.
Теме учебников в школах Средней Азии была посвящена программа «СП-видео» «Чему сегодня учат в школах Средней Азии?», которая собрала десятки тысяч просмотров. Под видео около тысячи пользователей оставили свои комментарии. Вот лишь несколько из них.
— «Тоже мне очнулись. Уже не одно поколение выросло на этих учебниках. Уже в подкорке русофобия у молодого поколения», — замечает @Lexxsx.
— «А кто конкретно, ущемляя строительство наших российских школ, такие суммы бюджетные перечисляет на строительство неизвестного объекта в других странах??? Кто???», — пишет @НадяСмирнова-д7п.
— «Ваши учебники нам не нужны, мы суверенные страны, учите свой Татарстан и Кавказ», — высказывается @FarhodSobirov-gg8wp.
Комментариев, подобных последнему, немало. Нужны ли вообще учебники, отвечающие российским стандартам, в Средней Азии? И почему наши власти так нерешительно действуют, когда речь идет о наших национальных и геополитических интересах в этом регионе? С такими вопросами «СП» обратилась к доктору исторических наук, зампредседателя Комитета по региональной политике Госдумы Михаилу Матвееву.
— Однажды я не поленился и скачал программу по истории в русской школе в городе Бохтар в Таджикистане. Целый раздел учебника называется там «Нашествие Российской Империи в Среднюю Азию». А таджикский народ именуется потомком древних ариев. То есть мы истинных арийцев в гитлеровской Германии искали, а они, оказывается, в Таджикистане живут!
И эта школа построена на деньги из российского бюджета и существует на деньги наших налогоплательщиков! Я посылал не один запрос в Минпросвещения, но министр Сергей Кравцов присылал мне ответы под грифом «для служебного пользования», смысл которых сводился к тому, что в этих постсоветских республиках — свои образовательные стандарты.
«СП»: Может, помимо Минпросвещения имело смысл обратиться выше? В правительство, например.
— В правительстве получили заключение Института общественных наук (ИНИОН) РАН об этих учебниках. Вывод ученых однозначен: подобные школьные программы на постсоветском пространстве Средней Азии — приговор нашей внешней политике в регионе. После этого странно слушать слова нашего вице-премьера Алексея Оверчука и министра культуры Ольги Любимовой о том, что нас объединяют с республиками Средней Азии столетия совместной истории и нерушимая дружба.
На заседание фракции КПРФ однажды пришел руководитель Россотрудничества Евгений Примаков. Он откровенно признал, что межправительственное соглашение между Россией и Кыргызстаном, например, не включает в себя пункт, связанный с учебниками истории и обучением по российским образовательным стандартам.
И если что — местное руководство начинает козырять своей независимостью и суверенитетом. Если Россия себя уважает — надо срочно вносить изменения в эти межправительственные соглашения, потому что речь не об образовании, а о политике.