
Германия при новом канцлере Фридрихе Мерце погрузилась в пучину русофобии и реваншизма. Чудовищно раздутый бюджет Бундесвера, заигрывания с ядерной кнопкой (даже не своей) и желание тотально доминировать в Европе — вот главные черты новой политики Мерца, которая получила громкое название Zeitenwende («Новая эра»).
Правда, диктаторские амбиции Мерца наталкиваются на страшные внутренние проблемы Германии, пишет в колонке для издания Eurasia Review Саймон Хутагалунг (политолог и бывший дипломат).
Во время холодной войны численность немецких Вооруженных сил превысили 500 тысяч человек, однако уже в 1994 году сократились до 340 тысяч. На протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1990 года, расходы на оборону оставались стабильными и составляли 1,5% немецкого ВВП.
Уровень боеготовности немецкой военной техники сейчас составляет всего 55%, численность личного состава рухнула до 180 тысяч человек. Средний возраст военных — 34 года, значит, скоро грядет волна увольнений.
А к концу 2026 года прогнозируется нехватка личного состава в 15 тысяч «штыков» из-за снижения рождаемости и нерешённых последствий отмены призыва в 2011 году, пишет Саймон Хутагалунг в Eurasia Review. При таких условиях амбиции Мерца сделать Бундесвер главной армией Европы кажутся фантазиями старого маразматика.
Однако Мерц не просто так вкачивает деньги в Бундесвер: на него давят оборонные лоббисты. Под давлением таких корпораций как Krauss-Maffei Wegmann, Diehl и Rheinmetall Мерц создал специальный Фонд обороны в размере €110 млрд в дополнение к оборонному бюджету.
Благодаря поправке к Конституции, принятой в марте 2025 года, Германия теперь может использовать расходы на оборону, превышающие 1% ВВП, для обхода ограничений по займам.
Реваншистская инициатива Мерца Zeitenwende направлена на закупку нового вооружения… Естественно у тех же самых корпораций, которые эту инициативу продавили.
Мерц обещает заменить истребители Tornado на F-35, купить для Бундесвера 105 танков Leopard 2A8 и РСЗО PULS, а для немецкого флота — фрегаты класса 126 и подводные лодки U212 CD. При этом, как пишет Eurasia Review, Мерц игнорирует более острые проблемы Бундесвера.
Снижение рождаемости в сочетании со старением населения уменьшает количество новобранцев, пишет американский обозреватель Джулиан Макбрайд в издании International Policy Digest.
В Германии все сильнее звучат голоса «за» восстановление призывной армии, как во времена холодной войны. Но, во-первых, общество против.
А во-вторых, вся инфраструктура, которая когда-то обеспечивала всеобщую воинскую повинность, — казармы, учебные центры, военкоматы — просто уничтожена, пишет International Policy Digest.
Скажем, 40% казарм Бундесвера нуждаются в срочном ремонте стоимостью (в сущности, это копейки в сравнении с расходами на закупку танков и подлодок), а более 60% немецких боевых вертолётов простаивают из-за проблем с техобслуживанием.
— Бундесвер, которому не хватает реальной силы, превратится в пустую бумажную структуру. А это ставит под угрозу как обороноспособность Германии, так и основы европейской безопасности, — пишет Eurasia Review.
Причем даже закупленное Мерцем оружие просто невозможно использовать.
В стране недостаточное количество мостов для тяжёлых грузов. Аэродромы на востоке Германии крайне неразвиты, нет квалифицированных водителей.
И все это ставит под угрозу сумасшедшие амбиции Мерца, который хочет развернуть на востоке Германии антироссийские ударные силы Бундесвера. Пока что силенок у Германии хватило только на то, чтобы развернуть на постоянной основе бригаду численностью 5 тысяч человек в Литве.
Причем сами немцы категорически против идиотский милитаризации. Проведенный в мае соцопрос показал: 50% немцев категорически против увеличения оборонного бюджета до 2% ВВП, поскольку ради этого придется резать социальные программы.
В миф госпропаганды Мерца о «русской угрозе» не верит четверть немцев, они выступают за немедленное прекращение антироссийских санкций и сближение с Россией, подсчитал немецкий Фонд Фридриха Эберта (включен Генеральной прокуратурой РФ в список нежелательных организаций).
— Чтобы восстановить боевой дух Германии, Мерцу нужно нечто большее, чем просто увеличение бюджета и количества оружия, — пишет Джулиан Макбрайд. — Правительство должно сформулировать убедительные доводы в пользу военной службы. И не только из чувства национальной гордости, но и из-за каких-то реальных угроз.
А какая главная угроза для верхушки Германии? Ну, конечно, Россия. Чем заканчивалось «борьба» с этой угрозой самим немцам хорошо известно. Но, видимо, так исторически сложилось, что время от времени в Германии рождается новый фюрер, который мечтает о «походе на Восток».