
Дональд Трамп подписал указ, отменяющий санкционные ограничения в отношении «Рособоронэкспорта».
Точнее, утратил силу т.н. сирийский список Минфина США. Это автоматически повлекло снятие некоторых ограничений с российских компаний и банков, ранее попавших под рестрикции в связи с участием в сирийском конфликте.
Но несмотря на кажущееся послабление, многие из наших организаций остаются под санкциями по другим основаниям. Например, «Рособоронэкспорт» всё ещё находятся в «чёрных списках» из-за конфликта на Украине.
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павел Подлесный советует не спешить радоваться выходу некоторых фигурантов из опалы:
— Если бы отменили сам закон, было бы хорошо. А когда просто вычеркивают с десяток организаций, но остальные остаются под санкциями, это особой роли не играет.
Такое бывало даже при Байдене иногда. Так что чуда и потепления ждать не стоит!
«СП»: Тем более что та же сама организация, помилованная за сирийские «грехи», по украинским делам — по-прежнему под санкциями!
— Здесь, естественно, всё остается по-прежнему, кроме приостановки поставок вооружений Киеву, которая нас вообще не касается. Всё якобы из-за опустошения американских арсеналов. По этому вопросу тоже обольщаться не надо, потому что пройдут недели две, и оружие найдётся.
Ведь американцы по-прежнему поставляют бандеровцам разведывательную информацию о наших объектах, по которым националисты и запускают свои беспилотники. Пока прорыва в отношениях с США нет, — убежден эксперт…
А ведь тот же Трамп еще в 2018 г., можно сказать — лично, чуть ли своей рукой добавил «Рособоронэкспорт» в санкционный список. Тогда американцы обвинили нашу страну в действиях, нарушающих «порядок, основанный на правилах», включая возвращение Крыма в состав России, поддержку вооружённого конфликта на востоке Украины, и помощь сирийскому правительству Башара Асада, поставки ему вооружений и оборудования. Были ещё некие будто бы кибератаки.
Дополнительные рестрикции против «Рособоронэкспорта» зафиксированы в официальных публикациях Госдепартамента США, в том числе в Федеральном реестре, что придавало им особый юридический статус.
А теперь последовало эдакое половинчатое «помилование» главного конкурента американского ВПК… Интересный поворот. И чем это объясняется? У оружейных компаний США полно заказов от Пентагона и из Европы?
Политолог, профессор, декан факультета социальных наук Финансового университета Александр Шатилов считает, что это, скорее, попытка со стороны администрации Трампа умаслить нас возможной отменой санкций:
— Американцы хотят дать почувствовать некоторое облегчение, потребовав в обмен, в перспективе, определенные уступки от нас уже по украинскому вопросу. Я бы не считал это событие каким-то курьезом или нестыковкой в политике правительства США, но с другой стороны и не переоценивал этот факт.
Нас не получилось прогнуть, заставить свернуть СВО, но такое ощущение, что американцы переходят к политике покупки лояльности, в большей степени ориентируясь на бизнес, генералов ВПК, представителей российской элиты. Надеются, что те повлияют на высшее российское руководство, чтобы оно смягчило свои позиции по Украине.
Мне кажется, в ближайшее время в Вашингтоне попытаются обыграть это событие в своей пропаганде, сказав, что «пошли на уступки». А ведь американцы даже не сняли санкции, а приостановили их, это большая разница.
И в дипломатии этот вопрос тоже будет подниматься, подаваться как «серьезная уступка со стороны США», — считает эксперт…
Наша страна остается одним из крупнейших поставщиков оружия на мировые рынки, и «Рособоронэкспорт» играет ключевую роль в этой сфере. Особенно заметен рост активности на африканском направлении.
В 2015—2019 гг. на Россию приходилось чуть ли не половина всего экспорта оружия в Африку. В 2022-м поставки российских ВВТ на Чёрный континент достигли 2 млрд долларов.
А в 2023-м, по заявлению главы «Рособоронэкспорта» Александра Михеева, 30% всех поставок оружия за рубеж пришлись на африканские страны. Общая сумма заключённых контрактов составила 5,2 млрд долларов. Военно-техническое сотрудничество России с Африкой охватывает более 20 стран, в частности Уганду, Руанду, Мозамбик и Анголу.
Да, где-то мы уступаем позиции Китаю, который предлагает более разнообразный ассортимент продукции и ведёт агрессивную торговую политику, особенно в странах к югу от Сахары. Но при этом и сама КНР — импортер российских вооружений.
В 2024 году, по данным Центру анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), объем российского оружейного экспорта составил 13,75 млрд долларов, что обеспечило нам второе место после США.
Основные покупатели российских ВВТ — государства Азии и Африки, в том числе Индия, Китай, Казахстан, хотя поставки в эти страны снижаются.
Мировой рынок оружия после начала СВО изменился. Специальная военная операция оказала существенное влияние и на рост глобальных оборонных расходов, и на географию экспорта.
В 2024 г. мировой рынок вооружений достиг рекордных $111,6 млрд, максимума с конца Холодной войны. При этом увеличилось внимание к беспилотным системам и вообще высокотехнологичному оружию, как наиболее востребованному в современных конфликтах.
США усилили присутствие в Европе, компенсируя сокращение поставок из России. В условиях ограничений, вызванных как санкциями, так и военными действиями, происходят значительные изменения в логистике всего, включая и вооружения.
России приходится адаптироваться к новым условиям, искать альтернативные маршруты и поставщиков. Одновременно с этим, на фоне роста агрессивных настроений, европейские государства начали развивать собственные ВПК, чтобы уменьшить зависимость от внешних производителей.
Таким образом, снятие сирийских санкций США с некоторых российских компаний, включая «Рособоронэкспорт», выглядит скорее техническим, формальным шагом, не означающим нормализации отношений или прекращения давления.
На фоне продолжающегося конфликта на Украине и глобальной перестройки рынка вооружений наша страна сталкивается с новыми вызовами в сфере экспорта, но при этом сохраняет сильные позиции в отдельных регионах.
Россия в очередной раз сосредотачивается.