
Глава Хакасии Валентин Коновалов наложил вето на закон о переходе на одноуровневую систему местного самоуправления (МСУ), принятый Верховным советом республики. Этим законом депутаты хотели ликвидировать поселковые советы и прямые выборы в сельской местности. Так Хакасия стала флагманом борьбы за самоуправление среди регионов России.
Новый порядок, по мнению Коновалова, ограничил бы доступность власти для населения республики. Кроме того, он принят без учета мнения большинства сельских жителей, которые выступали за сохранение действующей двухуровневой системы. То есть главная причина — политическая. Но есть и формальные резоны.
«При принятии закона депутатами не соблюден порядок согласования его с органами МСУ, не проведены публичные слушания, не представлено финансово-экономическое обоснование предполагаемых расходов, не проанализированы бюджетные, хозяйственно-управленческие, социальные последствия реализации закона», — указал Коновалов.
Твёрдый поступок главы исполнительной власти республики расстроил власть законодательную, которой теперь придётся дорабатывать закон. «Вето — право главы, — „всплакнул“ спикер Верховного совета Сергей Сокол.— Жаль, что процедура последнее время входит в привычку. Я был уверен, что мы пришли к взаимопониманию».
О каком понимании говорит Сокол?! Ведь речь идёт о принципиальной позиции — на каких базовых основаниях будет строиться местная власть. Встроят ли её насильно во всё более жёсткую «вертикаль», лишив опоры на людей, а значит и силы, или жители смогут самостоятельно решать местные вопросы, как надо им, а не начальству.
Признав, что Коновалов поступил совершенно законно, Сокол перешёл к угрожающим намёкам. Он напомнил, что в мае парламент «продавил» закон о межбюджетных отношениях, против которого выступал Коновалов. Тогда понадобилось повторное голосование, при котором депутаты набрали нужное для преодоления вето число голосов.
Сокол будто забыл, что Коновалов обратился в суд и когда его признают правым, он сможет поставить вопрос о роспуске парламента республики. И отправятся депутаты по домам… Сколько из них смогут выиграть новые выборы и заново усесться в тёплое кресло — одному богу известно. Придётся идти вкалывать на завод.
Так что шансы отстоять полноценное двухуровневое местное управление у Коновалова высокие. Уроженец Охотска, некогда житель сурового Норильска, выросший в Хакасии, он оказался крепким орешком. Не зря политик дважды побеждал на выборах (в первый раз его соперник-единоросс заранее капитулировал). Такому лучше уступить.
По вопросу муниципальной реформы помимо массовой поддержки избирателей Коновалов имеет на своей стороне значительную часть сельсоветов Хакасии, которые выступили против одноуровневой системы.
В том числе те, которые изначально на неё согласились (!), но столкнувшись с реальной практикой изменили своё мнение, как в селе Туим.
При одноуровневой системе администрация района будет назначать своего человека, пояснил глава Туима Евгений Кулешов. И он будет подчиняться главе района. Слушать жителей, вникать во все их проблемы не станет. Иначе он будет неугоден и его уволят. Каждый регион, район индивидуален и подходить надо индивидуально, считает сельчанин.
В свою очередь глава Усть-Абаканского поселкового совета Нина Леонченко поднимается почти до политической крамолы:
«Управлять государством должно население. А население управляет государством через глав, которых они избирают, и через представительный орган местного самоуправления — депутатов, которых они также избирают. А не через одного человека, который будет один решать, хочет он дорогу сделать, где-нибудь в Чаркове (аал — „СП“), или не хочет».
Только при двухуровневом МСУ, уверена Леонченко, можно эффективно управлять сёлами: «Мы убрали школы начальные, мы сделали реформу здравоохранения — убрали больницы. И что потом было? Люди просто стали уезжать из этих сёл. Россия богата не только Москвой… Россия богата своими сёлами. Сотни тысяч сёл… мы можем просто загубить».
Действительно, местные вопросы будут далеко не так «интересны» чиновнику, сидящему в райцентре за десятки километров. Всюду не наездишься, да и зачем, если сам не живёшь на этой земле? А у жителей сёл, попавших в беду, возможностей добраться ещё меньше. Придётся махнуть рукой. Молодёжь при такой власти жить вряд ли захочет — уедет.
Интересно, что копья ломаются вокруг нормы, предусмотренной в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Оставить вопрос о двухуровневой системе на усмотрение региона требовали такие гранды федерации как Татарстан, Крым, Якутия, Чечня, всего числом 18. Хакасия теперь среди них.
По данным местных СМИ, в республике 86 сельских и поселковых советов. В случае их тотального упразднения должно будет остаться 5 городских округов и 8 муниципальных.
Итого 13. Для сравнения, в позднем СССР сельсоветов в Хакасской автономной области было 62, а поселковых советов — 17 (была даже «норма»: от 100 селян — один депутат).
Возможно, настойчивое желание единороссов навязать Хакасии свой плоский взгляд на властную пирамиду объясняется их стремлением помешать коммунистам (Коновалов из КПРФ) преодолевать на выборах муниципальный фильтр — в сёлах их позиции особенно сильны. Установить свою политическую монополию «на земле», что может быть приятнее?
Только приструнить (к ноге!) мэров региональных столиц — их выборы тем же законом о МСУ теперь отменены, а по кандидатурам от губернаторов голосуют депутаты заксобраний. Губернаторы тоже «на крючке» — почти всегда назначаются президентом и лишь потом идут на выборы (Хакасия — как раз исключение). Так вертикаль становится ещё вертикальнее…
Понятно, что страна четвёртый год ведёт тяжелые боевые действия и многим чиновникам кажется, что они слишком много времени и сил тратят на «лишние» политические движения, но надо же смотреть вперёд. Заключит Путин мир на Украине и надо будет развивать страну. А люди злые, не слушают. Приказами теперь никого не заставишь.
Тогда и пригодится местное самоуправление — своего рода бульон, среда, в которой повсюду смогут проявиться энергичные общественники, политики малого и большого масштаба, чтобы затем двигать большое общее дело вперёд. А если этого не будет… Свернуть голову местным, прихлопнуть — не трудно, развернуть вновь — сложнее.
Так что Коновалов, занял верную позицию. Тот факт, что в хакасском политикуме по этому вопросу нет консенсуса, лишь добавляет фронтмену этой борьбы очков.
И вот уже к опыту республики с надеждой присматриваются в Орловской области, где губернатором тоже коммунист — Андрей Клычков. А есть ещё Ульяновская область с Алексеем Русских во главе.
«Именно с подачи КПРФ Госдума приняла поправки, чтобы регионы сами решали, нужна ли им такая реформа, — напомнил первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин. — И некоторые национальные республики поправками уже воспользовались. Поэтому мы Коновалова всячески поддерживаем».
Есть подозрение, что главу Хакасии теперь знают и поддерживают повсюду в России.