
Как заявил специальный представитель президента России по вопросам Афганистана Замир Кабулов, Российская Федерация официально признала Исламский Эмират Афганистан.
По словам посла России в Кабуле Дмитрия Жирнова, решение о признании нового афганского правительства было принято лично президентом Владимиром Путиным по предложению министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Россия уже была первой страной, признавшей независимость Афганистана более ста лет назад, и нынешние шаги свидетельствуют о стремлении Москвы к построению полноценных и дружественных отношений с афганским народом.
Поэтому год назад заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко принял копии верительных грамот от нового афганского посла Гуль Хассана Хана.
Российская сторона предполагает расширение сотрудничества в торговле, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве и в развитии афганской инфраструктуры.
Было заявлено о готовности поддерживать усилия Афганистана по обеспечению региональной безопасности и борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
Востоковед Владимир Сотников считает, что это событие поменяет расстановку сил и в данном регионе, и в международной политике в целом:
Раньше «Талибан считался террористической организацией», сейчас у нас налаживается и растет сотрудничество. Появляется возможность претворять в жизнь идею по созданию в регионе зоны безопасности.
Мешают этому очень напряженные отношения между Афганистаном и Пакистаном, в котором, в зоне племен, происходят постоянные стычки, гибнут пакистанские военные.
А подоплека состоит в том, что, по мнению пакистанцев, террористическая организация «Талибан-Пакистан» (не афганский «Талибан», а самостоятельная организация, состоящая из пакистанских пуштунов) — сейчас базируется на территории Афганистана.
Пакистан предъявляет претензии к Афганистану и это мешает созданию прочной основы безопасности. Россия в этом вопросе соблюдает нейтралитет.
Признание «Талибана» дает возможность нашей стране в будущем стать медиатором между Пакистаном и Афганистаном.
«СП»: А что другие страны региона: Турция, Туркмения, Таджикистан, может быть, Китай?
— Не только Россия перестала считать афганский «Талибан» террористической организацией. Ближневосточные монархии, другие страны готовятся это сделать. Нынешний «Талибан» — это не тот, который мы узнали в 1996 году, когда он в первый раз пришёл к власти. Это сложившаяся структура. Им удалось запустить производство, которое было в развалинах.
«СП»: Для нас, наверное, плюс уже одно то, что талибы наркотики искореняют, причем очень жестко.
— Их борьба с наркотрафиком — это очень важный момент. Они действительно уничтожают посевы мака и конопли, что было отмечено Управлением верховного комиссара по беженцам ООН.
Естественно, наша страна это одобряет, ведь потом всё шло к нам через среднеазиатские республики. А далее, через нашу территорию, в Европу.
«СП»: Но в Германии заявили, что будут афганских беженцев депортировать.
— Это свидетельствует о раздрае в Западной Европе. У них совершенно непонятная позиция по украинскому кризису, неоправданно агрессивная позиция по отношению к России.
Что касается высылки афганских беженцев, здесь Афганистан резко против. Я не думаю, что депортация даст возможность Европе укрепить свою позицию в этом регионе.
В Британии, Германии, Италии обвиняют афганских беженцев том, что они привозят наркотики. Но позиция европейских властей неконструктивна. Вопросы надо решать не депортацией, а переговорами с властями Афганистана, которые могли бы отозвать своих беженцев на родину.
«СП»: Какая у нас может быть экономическая заинтересованность в контактах с Афганистаном? Или как при СССР будем там все строить бесплатно?
— Для начала мы туда поставили бесплатно в виде гуманитарной помощи миллион тонн зерна. Но реконструкция предприятий, также как в соседнем Пакистане — будет уже за палату. Советского Союза давно нет. Политика нынешней России — сугубо прагматичная.
Есть какие-то элементарные принципы национальной политике, о которых не раз заявлял Владимир Путин и они подразумевают учёт наших национальных интересов.
Мы может разработать залежи полезных ископаемых, изумрудов, золота, редкоземельных элементов и всего прочего, чем богат Афганистан. Не случайно к нему опять проявляет интерес Америка.
Вашингтон снова готов возобновить отношения с Афганистаном. Даже ведутся какие-то полутайные переговоры в Катаре, напоминает эксперт…
А ещё МИД России заявил о важности развития гуманитарных и культурных связей, включая взаимодействие в области образования, спорта и культуры.
С афганской стороны решение Москвы признать Исламский Эмират было названо «историческим шагом», о чём сообщил МИД Афганистана в социальной сети X.
Новый этап в истории Афганистана начался после вывода войск западной коалиции, запущенный в рамках соглашения, подписанного между США и движением «Талибан» в феврале 2020 года в столице Катара, Дохе. Талибы обязались прекратить взаимодействие с международными террористическими организациями, и начать переговоры с тогдашним правительством Ашрафа Гани.
Однако диалога не последовало, по мере продвижения талибов по территории страны Гани бежал в ОАЭ, а власть окончательно попала в руки «студентов».
Весной 2024 года в России произошло значимое изменение в политико-правовом отношении к новому афганскому режиму.
Верховный суд удовлетворил иск Генеральной прокуратуры и приостановил запрет на деятельность движения «Талибан» в России. Это решение стало важным шагом в направлении официального признания Исламского Эмирата.
Одновременно с этим над зданием афганского посольства в Москве впервые был поднят флаг нового режима — белое полотнище с черной надписью «шахады», символа мусульманской веры. Этим флагом талибы заменили прежний государственный черно- красно-зеленый триколор.
Шахада — это главный мусульманский символ веры. Надпись шахады гласит: «Ля иляха илля Ллах, Мухаммадун расулю Ллах» (ا إله إلا الله محمد رسول الله). В переводе с арабского это означает: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Произнесение фраза с искренней верой и делает любого человека мусульманином.