
Конфликты внутри Армении и между Россией и Азербайджаном имеют одну причину — это попытка переделать политическую карту Южного Кавказа. Например, в Армении оппозиционные силы, выступающие против Никола Пашиняна, пытаются сорвать нормализацию отношений Армении с Азербайджаном и Турцией. Таков общий настрой турецких изданий, которые много пишут про ситуацию на постсоветском пространстве.
Политический обозреватель Юнус Эмре Эрдельен в статье для влиятельного либерального издания Serbestiyet («Свобода») прямо пишет: тандем Турции и Азербайджана играет все большую роль в регионе. И если Россия поначалу была вынуждена с этим мириться, то теперь уже не поддается на шантаж.
В промежутке между двумя выигранными Азербайджаном войнами — в 2020 и в 2022 годах — Пашинян выиграл досрочные выборы, набрав 54% голосов. Несмотря на жесткое сопротивление националистов, олигархов, армии и церкви, Пашинян подписал соглашение о прекращении огня с Азербайджаном.
А сейчас обсуждает заключение мирного договора. Причем, как пишет Serbestiyet, это станет шагом к восстановлению дипломатических отношений Армении сначала с Азербайджаном, а затем и с Турцией. Эрдельен подробно описывает экономические последствия этого шага:
— Открытие границы между Турцией и Арменией, оживление региональной торговли. Армения уже потратила $2,5 млн долларов на реконструкцию закрытого пограничного перехода Маргара.
Турецкие консерваторы и националисты тем временем с упоением фиксируют уколы, которые Азербайджан наносит России. Издание Baran Dergisi («Журнал Барана») пишет, что государственное ТВ Азербайджана уже позволяет себе прямые и личные нападки на Владимира Путина.
Депутат Милли Меджлиса Турал Генджели (бывший дипломат, избран в парламент от Нагорного Карабаха) открыто обвинил Россию в «шовинизме, дискриминации и исламофобии», пишет Baran Dergisi.
— Баку намеренно усиливает напряженность, чтобы добиться уступок от Москвы в отношении мирного соглашения с Арменией и, в частности, Зангезурского коридора, — пишет Baran Dergisi.
Издание со ссылкой на свои источники пишет, что Турция, Азербайджан и Армения близки к соглашению, которое позволит взять под контроль этот транспортный коридор, исключив Россию.
Неслучайно Турция так способствует заключению мира между двумя странами, а президент Реджеп Эрдоган в прошлом месяце принимал в Стамбуле премьер-министра Пашиняна.
— Зангезур расположен в регионе, представляющем интерес для многих стран. Наиболее важными сторонами этого очень сложного уравнения являются Иран, Армения, Азербайджан, Россия и Турция, — пишет турецкое издание Hurriyet («Свобода»). — Поскольку у многих потенциальных участников проекта Зангезурского коридора разные интересы, их столкновение и привело к усилению напряженности в географии.
Турецкое издание Иран Para Analiz пишет, что один барьер на пути Зангезурского коридора — это Иран, который был категорически против открытия коридора.
Поскольку это ускорило бы двустороннюю внешнюю торговлю, но в обход иранской территории. Однако Иран ослаблен атаками США и Израиля, и его нынешняя слабость открыла новое окно возможностей для Турции и Азербайджана, пишет Para Analiz.
Причем Азербайджан и Турция усиливают не только экономические, но и военные связи. Бывший глава администрации президента Азербайджана Эльдар Намазов заявил, что страна испытывает давление со стороны Ирана и России.
Он напомнил о Шушенской декларации, подписанной в июне 2021 года, которая предусматривает совместную защиту в случае нападения на одну из сторон.
— В ближайшее время должно быть принято решение о размещении в Азербайджане крупнейшей турецкой военной базы в регионе, — цитирует Baran Dergisi Намазова.
Турецкое издание Ozgur Politika считает, что размещение турецкой военной базы в Азербайджане — это зеркальный шаг по отношению к России.
Влияние России в Армении в первую очередь связано не с политическими или экономическими факторами, а с военным присутствием (военная база в Гюмри). При этом Баку укрепляет оборонные связи с различными странами, особенно с Израилем, Турцией и Италией, а военное влияние России в Азербайджане серьезно уменьшилось.