
Вторую неделю находятся под арестом в Баку двое российских журналистов — главный редактор агентства «Sputnik Азербайджан» Игорь Картавых и шеф-редактор Евгений Белоусов.
Их задержали 30 июня после обыска в офисе, не предъявляя никаких обвинений. Позднее в городе были задержаны еще восемь россиян.
А 2 июля стало известно, что к россиянам применяется физическое насилие, одному из журналистов требуется инсулин, но его не дают.
За эти дни о случившемся высказались официальный представитель президента России Дмитрий Песков и официальный представитель МИД Мария Захарова. И только Союз журналистов России хранит олимпийское спокойствие и демонстрирует полную безучастность.
Впрочем, может быть, это только кажущееся спокойствие, а на самом деле правление авторитетной организации сбивается с ног, чтобы помочь своим товарищам и подопечным? Этим поинтересовалась «Свободная Пресса», и вот что выяснилось.
Один из чиновников Союза на анонимной основе рассказал, что официальное заявление организация планировала сделать ещё в начале прошлой недели. Благо, все там журналисты, пишут быстро и ёмко.
Однако начальству — главным журналистам страны — письмо показалось резким, и «добро» на его публикацию на официальном сайте Соза журналистов руководители не дали. Решили, что нужно доработать, смягчить кое-где…
К пятнице — смягчили, а тут как раз выходные дни. Наконец, во вторник — в тот день, когда уже сам Песков высказал позицию Путина по этому вопросу — руководство союза поставило свою визу.
Однако ни во вторник, ни в среду, заявление так и не было опубликовано. «Свободная Пресса» обзвонила нескольких секретарей Союза журналистов России, чтобы узнать их личную позицию относительно справедливости ареста Белоусова и Картавых в Азербайджане.
Но ни один из секретарей не решился высказаться в поддержку товарищей. Ответ от всех прозвучал один: любые комментарии только после того, как опубликуют официальное заявление. А его всё не публикуют.
«Свободная Пресса» попросила оценить ситуацию, которая сложилась вокруг русских журналистов в Азербайджане, а заодно — и причины полного равнодушия профессионального союза, человека, который является одним из авторов закона о СМИ. Это — бывший секретарь Союза журналистов России, бывший советник президента и глава СПЧ Михаил Федотов.
— Мы все догадываемся, что задержание российских журналистов в Азербайджане связано не с их профессиональной деятельностью, а с чем-то совершенно другим, не имеющим к их работе и к ним самим совершенно никакого отношения.
В данном случае журналисты просто стали разменной монетой. Существует некий конфликт между руководством двух стран — Азербайджана и России. И журналисты оказались между молотом и наковальней.
Об этом можно только сожалеть, и постоянно напоминать, что нужно журналистов освободить, потому что они просто работали. Освещали то, что происходит в Азербайджане для аудитории своего издания в России.
Мы все прекрасно понимаем, почему это произошло, поэтому вопрос о судьбе журналистов нужно решать на дипломатическом уровне. А Союз журналистов, безусловно, должен впрягаться в эту телегу, и тащить её вместе с дипломатами и руководством информационного агентства «Россия Сегодня».
И Союз журналистов, и агентство «Россия сегодня», в котором работают эти журналисты, должны этим заниматься постоянно. Каждый час, каждую минуту. Чтобы освободить этих журналистов.
Журналистские организации для того и нужны, чтобы защищать права журналистов, которые являются их членами. Во всё мире они занимаются именно этим.
«СП»: И в России ещё полтора десятилетия назад журналистские союзы занимались именно этим. Даже если журналист был не прав, даже если он сам напросился на арест — перед зданием, где его держат, собиралась толпа коллег из разных стран. Я уже не говорю, про статьи во всех изданиях. Почему всё изменилось (одно письмо на сайт повесить не могут)?
— Журналистская солидарность иногда проявляется, а иногда исчезает или не проявляется никак. К сожалению, это факт, и мы с этим сталкиваемся далеко не в первый раз.
А ведь журналистские союзы очень многое могут сделать. Они могут действовать как самостоятельно, так и с другими союзами, с международной федерацией журналистов.
Союз журналистов России мог бы обратиться к Союзу журналистов Азербайджана. Это было бы правильно.