
Власти Эстонии могут заблокировать принятие Евросоюзом 18-го пакета санкций в отношении России, если из него исключат введение более низкого потолка цен на российскую нефть
Как заявил телерадиокомпании ERR глава эстонского МИД Маргус Цахкна, эта мера является «самой сильной частью нового санкционного пакета».
«У нас очень четкая позиция: снижение потолка цен на нефть должно быть включено в этот пакет. В этом вопросе у нас очень твердая позиция», — подчеркнул он.
«Позиция Эстонии — принять предложенный Европейской комиссией санкционный пакет в его первоначальном виде и выступить против желания некоторых стран ослабить пакет путем исключения из него нового ценового потолка», — отметил Цахкна.
Ранее глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что Еврокомиссия официально предложила снизить «потолок цен» на российскую нефть с 60 до 45 долларов за баррель, однако позднее Брюссель решил отложить эту меру на фоне обеспокоенности, что ситуация на Ближнем Востоке приведет к росту цен.
А что теперь? Вернутся? Неужто, Эстония продавит?
— Эстония озвучивает мнение европейских «ястребов», — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — В ЕС страны Прибалтики давно стали главными спикерами этого фланга европейской политики.
«СП»: Многие ли в ЕС поддерживают это? И готовы ли поддержать делом, а не словом?
— Политические элиты скорее готовы поддержать, а вот экономические скорее против. В общем, идёт подковерная борьба, единого мнения нет.
«СП»: А какие страны категорически против?
— Против прежде всего Словакия и Венгрия — это если говорить на уровне стран. Та часть европейского бизнеса, которая зависит от поставок нефти и газа, очевидно, также недовольна.
«СП»: На что расчет? Как мотивируют позицию?
— Это скорее символическая мера. Понятно, что Россия не будет продавать свои ресурсы по навязанным заниженным ценам и станет находить схемы при помощи всевозможных «прокладок», тем более ЕС — далеко не единственный рынок сбыта.
Но европейским политикам важно обозначить, что они продолжают борьбу с Россией, накладывая все новые ограничения.
«СП»: При каких обстоятельствах они все же пойдут на снижение? И как отреагируют покупатели российской нефти?
— Пока нет консенсуса, решение висит в воздухе. Очевидно, что в Европе многие уже устали от нынешнего режима конфронтации, так что продавливать новые пакеты становится всё сложнее. Тем более, вопрос цен на углеводороды — один из наиболее болезненных для ЕС.
«СП»: Мы будем и дальше наращивать свой «теневой флот», а они пытаться охотиться за им?
— Это бесконечная игра в кошки-мышки. Но нужно понимать, что заинтересованные игроки с европейской стороны фактически подыгрывают России, помогая ей обходить запреты, т.к. обойтись полностью без российских ресурсов Европа не может.
— Эстония, как и другие прибалтийские республики, конечно же, никак не влияет на политику ЕС в области энергоносителей, а наоборот, они являются объектом этой политики, — говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Вспомним хотя бы 2009 год, когда была закрыта Ингалинская АЭС в Литве. И с тех пор электроэнергия только дорожала в прибалтийских республиках.
Недавно они радовались, что полностью отключились от российской системы энергоснабжения и подключились к Евросоюзовской. Электроэнергия в очередной раз выросла в цене. Но это же против России, в пользу Брюсселя, поэтому все довольны, кроме потребителей.
Поэтому Эстония свое мнения здесь выражает исключительно в канве общей линии Евросоюза. Брюссель совершенно четко выстраивает свою политику в этом плане, а Эстония говорит от имени по-настоящему сильных государств ЕС.
Что касается российской нефти, то ее официально Евросоюз не покупает с 1 ноября 2022 года. Но европейские государства, разумеется, покупают ее через серые схемы. Потому, что это выгоднее, чем покупать, скажем, иракскую нефть. Просто дешевле.
«СП»: Откуда эти цифры 60 долларов, 45 долларов?
— Какие-то расчеты проводились, смотрели, как снизить доходы России от продаж нефти. Но тут важно понимать, что страны ЕС покупают российскую нефть по рыночным ценам через серые схемы, и потолковая цена на это никак не повлияет.
Другое дело, что тем, кто официально покупает российскую нефть, страны ЕС и США грозятся санкциями. Прежде всего, это Индии касается, которая побаивается американских санкций.
А так, цена в любом случае от этих всех заявлений не поменяется. И рассчитаны эти все угрозы, еще раз повторяю, на третьи страны, которые официально покупают российскую нефть вне зависимости от санкций. Прежде всего это Китай и Индия. Китайские компании не очень боятся санкций, особенно от ЕС, а вот Индия в этом плане побаивается. Вот на это и расчет.
«СП»: Что будем делать, если они все же снизят «потолок»? Наращивать т.н. теневой флот?
— Да, наращивать теневой флот, и усиливать охрану танкеров военными кораблями, ЧВК, БЭКами, мобильными системами ПВО. Другого выхода нет, потому что мы понимаем, что без контроля ЕС мы не можем выходить из Балтийского моря. И без контроля Турции мы не можем выходить из Черного моря.
Турция в этом плане себя гораздо деликатнее и спокойнее ведет, никаких ультиматумов не выставляет. А вот что касается европейской части, то тут, да, конечно, проблемы, и путей альтернативных Балтийскому, к сожалению, нет…
— Блокировать пакеты санкций против России в ЕС и так кому есть — в этой связи, в частности, примечательна позиция Венгрии и Словакии, основанная на здравом смысле и защите собственных интересов — отмечает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Случай с Эстонией — исключение, поскольку она заявляет о потенциальной блокировке пакета не в целях его непринятия, а в интересах ужесточения его наполнения.
Эстония является типичным проводником русофобских идей на уровне ЕС, и ее инициатива по снижению потолка цены на российскую на нефть в эту логику как раз вписывается.
Изначально было очевидно, что идея установления потолка на нефть — изобретение, имеющее сугубо политическую природу, и воспринимать ее сколь либо рационально не позволяют законы рынка и реальное ценообразование.
В то же время, нужно придумывать что-то ещё, чтобы создать дополнительные проблемы России — вот и работает в ЕС фантазия, правда, проблем они создают больше себе…
Ну а раз в публичном дискурсе появляется идея о снижении потолка, очевидно, что проходит обкатка соответствующей инициативы, следующем шагом которой будет мониторинг реакций.
Вполне можно ожидать, что потолок будет в итоге снижен, учитывая стиль принятия решений в ЕС. И также можно ожидать, что реально это мало к чему приведет.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».