
Япония готова отказаться от Курил? Именно таким вопросом пользователи местных соцсетей отреагировали на странное высказывание премьер-министра Сигэру Исиба.
Он заявил в предвыборной речи в Нагасаки, что если не учитывать Южные Курилы, то именно эта префектура обладает самой длинной береговой линией в стране.
Эти слова вызвали недоумение и шквал критики — в первую очередь, со стороны бывших жителей Курил, которые усомнились в намерении властей продолжать борьбу за острова.
Заявление также вызвало волну резонанса в СМИ и социальных сетях. Пользователи обвиняют Исибу в некомпетентности и политическом безволии, в комментариях его слова называют позорными.
Впрочем, некоторые все же отмечают, что интерес теме «северных территорий» угас, и реальных усилий по их возвращению не предпринимается.
Но насколько популярна эта позиция? И есть ли нам до этого дело, ведь для России вопрос закрыт раз и навсегда…
— На самом деле такое маленькое государство, как Япония, но с населением больше, чем в России, конечно же, очень чувствительно относится к таким вопросам, — говорит доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Владимир Блинов.
— Для нас Курильские острова — вопрос безопасности, протяженности береговой линии, куда можно направлять военные суда, и рыболовства, а для Японии всё это как раз очень чувствительно.
И, конечно же, там долго будут по этому поводу переживать, испытывать какие-то волнения. Но фактическая ситуация в пользу того, что Японии претендовать на Курилы бесполезно.
Другое дело, что, если большим державам вдруг удастся уничтожить Россию, Токио все же эти острова получит.
Позиция вполне разумная, учитывающая расклад сил в регионе, где США обладают большим количеством баз. Но, конечно же, если американцы уйдут, и кризис случится не в России, а за океаном, угроза для существования самой Японии будет куда более острая.
Китай, Россия, КНДР смогут более активно диктовать свою волю японцам. И в этих условиях Японии придется отступать…
— Для японского политика уровня премьера сказанное, безусловно, кощунство, — убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Он не вправе ставить под сомнение территориальную принадлежность Южных Курил. Это примерно, как для премьера Грузии поставить под сомнения притязания на Абхазию и Южную Осетию.
«СП»: Японское общество все еще ждет возврата Курил? Или просто срабатывает табу на дискурс — нельзя отказываться от островов, но проблема всем давно пофиг?
— Конечно, любому японцу было бы приятно, если бы территория его государства расширилась. Думаю, в уме они держат не только Курилы, но и Сахалин. Хотя с точки зрения повседневной жизни проблема островов далеко не первостепенная.
«СП»: Как за последнее время изменилась позиция власти? При Абэ они, кажется, в какой-то момент всерьез поверили, что могут заполучить Курилы. Все, отпустило?
— Поскольку Япония находится в лагере коллективного Запада, с которым Россия сейчас враждует, понятно, что ставить вопрос об островах (по крайней мере, в дипломатическом ключе) не имеет смысла. Но не думаю, что Исиба имел в виду отказ от островов — он скорее противопоставил реально существующее положение и желаемое, хотя, прозвучало двусмысленно.
«СП»: Что изменится для Японии, если она официально снимет претензии? Как общество это воспримет?
— Любой отказ от территориальных претензий — крайне непопулярное решение, и никакие экономические «плюшки» это не компенсируют. Поэтому мирный договор вряд ли когда-нибудь будет подписан. Россия не может отдать острова, а Япония — отказаться от притязаний на них. Что, однако, не исключает возможности межгосударственного сотрудничества.
«СП»: А что изменится в регионе в результате отказа Японии от Курил?
— Де-факто не изменится ничего, поскольку острова Японии и так не принадлежат. Теоретически Токио получит более широкое поле для дипломатического маневра на российском направлении. Однако с учетом зависимости Японии от США и натянутых отношений с Китаем, с которым у нас стратегический союз, это мало что даст.
«СП»: Из-за территориального спора японцы не идут на подписание мирного договора. Насколько жестко статус Курил привязан для Токио к вопросу мирного договора?
— В том, что такая связка возникла, виноват, прежде всего, Горбачев с его уступчивостью по всем направлениям, а затем и Ельцин.
Они сделали эту тему в принципе обсуждаемой. А теперь эту связку уже не разорвать, японцы вцепились в нее мертвой хваткой.