
После ударов США по Ирану и резких заявлений Дональда Трампа в адрес России и Китая эксперты стали говорить об отходе Америки от изоляционизма и возвращении к традиционной политике «мира через силу» уже в Закавказье.
Сначала госсекретарь Марко Рубио фактически анонсировал переговоры между президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном в ОАЭ и выразил надежду на «скорое заключение мирного соглашения между сторонами».
Затем Трамп в ходе встречи с генеральным секретарем НАТО Марком Рютте в Белом доме заявил, что армяно-азербайджанский конфликт «приближается к успешному урегулированию».
После этого на портале Middle East Eye появилось сообщение, что «США выразили желание взять под свое управление Зангезурский коридор, чтобы продвинуть переговоры между Арменией и Азербайджаном».
Информацию подтвердил американский посол в Анкаре Том Баррак. США, по его словам, «стремятся арендовать и эксплуатировать Зангезурский коридор на 100 лет».
И хотя пресс-секретарь правительства Армении Назели Багдасарян отвергла факт такого проекта, азербайджанский эксперт Фархад Мамедов со ссылкой на свои источники утверждает, что факт обсуждения аренды со стороны США Зангезурского коридора с Алиевым и Пашиняном не вызывает сомнений, и что эта проблема «институциализирована Вашингтоном как часть более широкой стратегии мирного урегулирования в регионе в контексте евразийского неэнергетического и торгового транзита, способного интегрировать Европу, Турцию, Южный Кавказ и Центральную Азию в единую экономико-политическую ось, альтернативную маршрутам, находящимся под контролем России и Ирана».
Далее: кандидат в постпреды США при ООН Майк Уолтц рассказал о возможности присоединения Баку к Авраамовым соглашениям*.
По его словам, «Азербайджан стремится не только сблизиться с США, но, возможно, заключить соглашения с Арменией и Израилем, что откроет не только широкие коммерческие возможности для американского бизнеса, но и изменит геополитический ландшафт Южного Кавказа».
Наконец, премьер-министр Армении Пашинян был «неожиданно» вызван в Брюссель, где провёл трёхстороннюю встречу с председателем Евросовета Антониу Коштой и председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.
Помимо этого, он общался с комиссаром ЕС по вопросам расширения Мартой Кос, премьер-министром Бельгии Бартом де Вевером и в Париже с президентом Франции Эммануэлем Макроном.
В этой связи на официальном уровне было заявлено, что Пашинян в Брюсселе обсуждал пути экономического развития своей страны в контексте расширяющегося сотрудничества с Западом в военной сфере и экономике. Но визит Пашиняна был ничем не мотивирован и для многих оказался неожиданностью.
Некоторые близкие к правительству Армении источники полагают, что Пашиняна «вызвали» в Брюссель для объяснений по договорённостями, достигнутым во время визита в Абу-Даби с президентом Ильхамом Алиевым, в частности, по вопросу Зангезурского коридора.
В этой связи многие турецкие эксперты предполагают, что «по всей видимости, Ереван демонстрирует склонность к вариантам, представленным Вашингтоном, чтобы добиваться больших преференций в диалоге с ЕС в момент проявляемой США повышенной заинтересованности в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта с целью контроля или обеспечения присутствия на маршруте Закавказья с евразийскими коридорами и рынками Восточной Азии.
Они полагают, что поскольку ни в российско-украинском, ни в палестино-израильском конфликтах у США нет заметных успехов, Закавказье может стать «точкой прорыва» для достижения результата.
Смысл может заключаться и в общем стремлении США с ЕС сузить геополитическое пространство для влияния в регионе России. Это также ослабит Иран на азербайджанском направлении.
Как полагает армянская газета «Грапарак», «в регионе раскручивается широкомасштабная многоходовая геополитическая интрига» с антироссийской направленностью. Теперь ЕС обещает Армении уже не только финансовые транши.
Какие из всего этого следуют выводы?
Первый: США стали выводить в Закавказье на передний план тему Зангезурского коридора, что воспринимается как рискованный и политически чувствительный ход для России с Ираном.
Второй: налицо попытки США встроиться в критически важные инфраструктурные контуры Закавказья, прежде всего, в Армении. Третий: Зангезурский коридор представляет собой узел, сочетающий элементы региональной экономики, инфраструктурной безопасности и большой геополитики.
Но чем дальше от Закавказья формируются инициативы по его «освоению», тем больше в них геополитического подтекста и тем меньше конкретного экономического содержания.
Четвертый вывод: Москва будет вынуждена смещать проект «Север-Юг» на восток с выходом на Иран через Каспий и Среднюю Азию, превращая Зангезурский коридор во второстепенную опцию. Пятый: формируется новая геополитическая архитектура региона.
Впрочем не будем спешить с выводами. Если отношения России и Америки хотя бы частично восстановятся, если будет выход на позитивный тренд, то понятно, что это повлияет и на настроения элит в Закавказье.
Но фактом остается то, что регион представляет собой важный геополитический узел, где пересекаются интересы крупнейших держав.
* Авраамовы соглашения — пакет мирных договоров Израиля с арабскими странами