
Евросоюз вводит запрет на финансовые транзакции с Белоруссией и эмбарго на импорт изготовленного там оружия. Это — часть новых санкций против РФ, говорится в заявлении Совета ЕС.
Про эмбарго на оружие, конечно, очень смешно. Самолюбивые европейцы прекратят покупать у Батьки РСЗО «Полонез»? А они вообще хоть что-то везут из Белоруссии? Или им лишь бы заявить, что раз уж на Москву наложили новые запреты, то непременно нужно отсыпать и Минску? Хотя бы на бумаге…
— Это, конечно, символическое действие, — уверен доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Владимир Блинов. — Оно просто призвано поставить Белоруссию в число стран, с которыми торговать запрещено. А то, что санкции носят условный характер, потому что никто белорусское оружие на Западе не покупает, и финансовые операции сведены к минимуму, это лишь один из моментов.
Главное, Брюссель подчеркивает, что Минск — враждебная сторона, и вполне возможно, последуют какие-то другие серьезные меры.
Хотя, конечно, на самом деле эта новость выглядит ерундой, потому что Белоруссия не является ни военным, ни финансовым партнером Запада. И складывается впечатление, что сделано это по ошибке, либо в числе прочих усилий, которые западные чиновники решили предпринять в отношении Северной Кореи, Ирана, России.
Наверное, захотелось, чтобы список был не из трех стран, а подлиннее: «Давайте Беларусь добавим».
— Это сигнал, что ЕС рассматривает Минск как сателлита Москвы и действует в ее отношении соответственно, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: Эмбарго ЕС на импорт белорусского оружия — это заявка на нобелевскую премию мира! Серьёзно?
— Видимо, это затронет поставки оружия в третьи страны, т.е. попытка сделать сами сделки с белорусскими оборонщиками «токсичными».
«СП»: А что значит «запрет на финансовые транзакции»? За калийные удобрения будут рассчитываться по бартеру?
— Опять же, попытка осложнить финансовые транзакции Белоруссии с третьими странами.
«СП»: Что сегодня представляет товарооборот между Белоруссией и ЕС? Если сравнить с торговыми связями Минска внутри ЕАЭС, какая картина?
— Раньше основными статьями экспорта были нефтепродукты и удобрения, отчасти — сельхозпродукция и продукты питания (в основном, в Прибалтику). Из ЕС ввозились изделия машиностроения, электроника, товары массового потребления.
Сегодня товарооборот с ЕС значительно сократился. Если раньше ЕС и РФ в торговом балансе Минска составляли примерно 50:50, то теперь Россия абсолютно преобладает. В целом белорусская экономика вполне адаптировалась к этим условиям.
«СП»: Это происходит на фоне того, что США напротив пытаются наладить отношения? Разногласия внутри «коллективного Запада»?
— Судя по всему, вояж Келлога в Минск не дал каких-то значимых результатов, так что говорить о прорыве в белорусско-американских отношениях не приходится. В целом Трамп менее идеологизирован, поэтому свободы маневра в отношениях с РБ у него больше, чем у ЕС.
«СП»: ЕС окончательно поставил крест на Белоруссии? Больше попыток оторвать Минск от Москвы не будет?
— Конечно, нет. ЕС никогда не откажется от стратегии отрыва Белоруссии от России. Просто сейчас на этом направлении у него явный тупик, а основной приоритет — Украина.
— ЕС вводит санкции против России безостановочно, — отмечает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— После согласования каждого нового пакета разрабатывается очередной. Только вот если количество пакетов разработчики санкций считать умеют, то с фантазией у них совсем плохо. По большому счету санкции, которые могли ввести против России, давно ввели, поэтому теперь приходится изобретать…
Получается плохо, а порой и вовсе вызывает недоумение. На этом фоне ограничения ЕС против Белоруссии выглядят ничтожными, но демонстрируют явную слабость Брюсселя и его неспособность выступать в качестве реального центра силы, продуцирующего эффективные санкционные инструменты.
А разногласия внутри коллективного Запада наметились давно. ЕС делает очередную попытку позиционировать себя как реального альтернативного актора… Не получается.
Попытки оторвать Минск от Москвы, похоже, не иссякли. В ЕС явно прослеживается непонимание реальной картины, и там реально рассчитывают на то, что наши государства-партнеры станут от нас отворачиваться или, как минимум, будут пытаться способствовать изменению стратегической линии российского политического руководства.
Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».