
Обыски, проведенные в понедельник в Национальном антикоррупционном бюро Украины (НАБУ) и Специализированной антикоррупционной прокуратуре (САП), похоже, были «артподготовкой» перед дальнейшими шагами Офиса Зеленского по установлению своего контроля над созданной по инициативе американцев антикоррупционной вертикалью.
Верховная Рада во вторник, 22 июля, проголосовала за законопроект, который фактически «ликвидирует всю независимость» обеих структур.
Речь идет о поправке в Уголовный кодекс, которая по факту подчинит НАБУ генпрокурору и даст возможность во время военного положения передавать дела по подследственности Бюро другим правоохранительным органам, пояснил изданию нардеп Ярослав Железняк. А САП, по его словам, превращается в таком случае в «свадебных генералов».
Напомним, 21 июля сотрудники СБУ, Госбюро расследований и прокуратуры нагрянули с обысками к детективам НАБУ и в САП.
Эти структуры, как известно, а также Высший антикоррупционный суд (ВАКС) были созданы под эгидой американцев после переворота 2014 года для контроля за украинскими властями.
И с тех пор являлись, по сути, институтами внешнего управления над внутренними процессами в стране. То есть помогали держать в узде все высшее руководство «незалежной». С приходом в 2019 г. к власти Зеленского — и его тоже, прежде всего через коррупционные уголовные дела против его ближайшего окружения.
Так, недавно агенты НАБУ предъявили подозрение в злоупотреблении служебным положением и получении незаконной выгоды бывшему министру национального единства Алексею Чернышеву — одному из самых близких к пану-атаману чиновников. Чернышев попробовал скрыться в Австрии, но его вернули на Украину.
А вскоре пошли слухи, что под бдительное око антикоррупционеров попал и совладелец «95 Квартала» Тимур Миндич — тоже далеко не последний человек в окружении Зеленского, которого называют «кошельком президента». Правда, ему удалось-таки сбежать за границу.
Оставить без внимания покушение на «святое» — его кошелек — Зеленский не мог. И месть киевского гетмана не заставила себя долго ждать — он дал команду СБУ решить вопрос с НАБУ и САП окончательно.
Ну, а официально поводом для обысков и арестов стало наличие российского паспорта у отца у одного из детективов Бюро.
«Служба безопасности Украины и Офис Генерального прокурора разоблачили в ведении бизнеса в РФ одного из руководителей межрегиональных управлений детективов НАБУ Руслана Магамедрасулова. Как установило расследование, он выступал посредником в продаже партий технической конопли своего отца в РФ (республика Дагестан)», — говорится в заявлении СБУ.
У отца Магамедрасулова якобы российское гражданство, что он скрыл при оформлении допуска к гостайне.
Также проверяется информация о контактах Магамедрасулова с российскими спецслужбами и передаче им секретной информации, в частности о запланированных следственных действиях, указано в сообщении.
Еще одному члену Бюро вменяют связи с Россией через оппозиционного депутата от запрещенной ОПЗЖ Фёдора Христенко, который давно перебрался в ОАЭ. Самого же Христенко СБУ обвиняет в госизмене — якобы он был «высокоранговым агентов ФСБ» и «отвечал за усиление российского влияния на НАБУ».
В общем, все в традициях украинских спецслужб — где только можно прикрывать незаконные операции «российскими агентами».
Но, пожалуй, главный вопрос заключается в том, что будет дальше. И можно ли утверждать, что Зеленский теперь окончательно избавился от всех оппонентов и ограничений.
Ряд наблюдателей считают, что решающее значение на ход событий окажет реакция на происходящее Запада. Но пока реакция эта очень ограниченная.
Послы стран «Большой семерки» выразили «серьезную обеспокоенность» событиями в НАБУ и обещали обсудить из с руководством Украины. А глава представительства Евросоюза в Киеве Катарина Матернова дала понять через пост в соцсети, что за такие действия против антикоррупционного Бюро «незалежную» могут оставить без западной поддержки.
Есть также отдельные критические публикации в западных СМИ с тревогой о судьбе «антикоррупционных реформ» на Украине. Но в целом эта тема на Западе сильно не звучит ни на уровне медиа, ни на уровне руководителей западных стран.
При этом, как отмечают эксперты, на Банковой уверены, что Трамп не станет заступаться за структуры, которые созданы при участии Демпартии США.
А европейцы, пока продолжаются военные действия, не посмеют выдвигать ультиматумы с угрозой остановить финансовую помощь. Оправдается ли этот расчет, возможно будет понятно в ближайшие дни.
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила политолога, обозревателя интернет-издания «Украина.ру» Василия Стоякина:
— На самом деле, мы наблюдаем перед собой завершение процесса, который начался еще при Петре Порошенко (внесен в РФ в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Американцы, точнее, та группа Демократической партии США, которая продвигала этот проект, связывала с ним большие надежды.
Но еще при Порошенко мы видели, что украинская власть достаточно легко нашла путь к сердцам и кошелькам руководителей НАБУ, а также других подобных организаций. И буквально еще в процессе создания все они были коррумпированы до последней степени.
То есть фактически эти структуры своей функции не выполняли. Хотя, вероятно, что-то они делали, при этом собирали какую-то информацию и передавали ее на Запад, скорее всего.
Короче говоря, на раннем этапе выглядело это так: НАБУ собирало информацию, потом детектив Бюро с папкой шел в суд. Но в суд ее не приносил — где-то по дороге папка терялась, бывает такое. Причем именно у НАБУ это происходило постоянно. С другой стороны, как мне говорили квалифицированные специалисты из Украины, большую часть дел, которую готовили агенты Бюро, просто было стыдно приносить в суд.
Это было тогда. А сейчас, в последнее время, информация совершенно другая. НАБУ работало очень активно, очень эффективно. Но в интересах Офиса президента.
«СП»: Зачем тогда все эти маски-шоу с обысками и задержаниями? НАБУ хотят ликвидировать?
— Нет, Бюро осталось. Просто так оно подчинялось Офису президента де-факто, а теперь будет подчиняться еще и де-юре. НАБУ лишили, скажем так, тех возможностей, которыми оно и не пользовалось на самом деле.
Произошло это благодаря тому, что в США поменялась власть. И люди, которые «крышевали» создание этих якобы антикоррупционных структур, просто ушли из администрации. Их нет, «крыша» пропала, поэтому создалась уникальная возможность, которой Зеленский и воспользовался.
Вообще мне кажется, что произошло это, опять-таки, совершенно не случайно. Потому что произошло — обратите внимание — после того, как Трамп принял решение о возобновлении военных поставок Киеву. То есть они с Зеленским все-таки наши какой-то общий язык и о чем-то между собой договорились. Я думаю, смена посла в США, перестановки в правительстве и вот эта операция, связанная с НАБУ, САП и всем остальным, это как раз части того, что Трамп разрешил делать Зеленскому.
«СП»: Есть еще версия, что Зеленский инициировал зачистку в НАБУ из-за компромата на себя и своих партнеров. Как вы к ней относитесь?
— Она мне представляется маловероятной. Понимаете, НАБУ, это в конечном итоге инструмент. У него своей воли нет. Это как лопата — можно вскопать грядку, можно огреть кого-нибудь по голове.
История же с вице-премьером Чернышевым достаточно мутная само по себе. И это на самом деле разборки между различными группами влияния в окружении Зеленского.
«СП»: Значит ли это, что теперь у Зеленского и его окружения полностью развязаны руки, и они могут дальше, так скажем, улучшать свое финансовое положение, не опасаясь последствий?
— Нет, не значит. Понимаете, в чем дело… Соединенные Штаты вообще коррупцией в разных «бантустанах» вроде Украины не интересуются от слова вообще. Более того, им выгодно, чтобы зависимые от них режимы были до предела коррумпированы. Вопрос только в том, что жупел коррупции вытаскивается в тот момент, когда этот самый режим перестает быть послушным и начинает работать не в том направлении, в котором обязан работать. Вот тогда появляются заявления, что «эти люди коррумпированы», «вот у нас и документы имеются».
«СП»: Надо сказать, что Запад пока достаточно вяло реагирует на то, как Зеленский строит «независимые антикоррупционные институты». В ЕС грозятся, правда, лишить Украину поддержки. Думаете, лишат?
— Повторю еще раз, почему вообще наезд на НАБУ стал возможным. Потому что те люди в администрации США, которые занимались этими структурами, они ушли вместе с прошлой администрацией.
То есть, органы эти не только не Запада в целом, но даже не администрации США. Даже не демократов, а какой-то из структур, аффилированных с Демократической партией. Вот в их представлении о прекрасном должно быть такое НАБУ, которое определенным образом работает.
Где-то, допустим, в Румынии у них, действительно, получалось таким образом работать. Где-то не получалось. На Украине не получилось. На первый взгляд, выглядит это все как вызов Западу и США, но, на самом деле, это вызов какой-то шайке-лейке на Западе, которая, к тому же, сейчас отстранена от власти. И, в общем-то, украинским вопросом не сильно интересуется.
Но если им захочется раскрутить эту тему, то «наезд» на НАБУ в этом отношении может послужить основанием для того, чтобы развернуть медиа-кампанию, направленную против нынешней киевской власти. Если у них будет такой интерес, они ей все припомнят.