
Президент Франции Эммануэль Макрон объявил о решении признать Государство Палестина. Торжественное заявление об этом он намерен сделать в сентябре на Генеральной Ассамблее ООН.
«Верный своей исторической приверженности справедливому и прочному миру на Ближнем Востоке, я принял решение о признании Францией Государства Палестина», — написал французский лидер в социальных сетях.
Эти слова тут же вызвали бурную реакцию в Израиле. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху слов не выбирал:
«Мы решительно осуждаем решение президента Макрона признать палестинское государство рядом с Тель-Авивом после трагедии 7 октября. Такой шаг поощряет террор и грозит созданием ещё одного иранского марионеточного государства, подобно тому, как это произошло с Газой. Палестинское государство в таких условиях станет плацдармом для уничтожения Израиля, а не для мирного сосуществования с ним. Давайте проясним: палестинцы не стремятся к государству рядом с Израилем, они стремятся к государству вместо Израиля», — написал он в соцести.
Президент США Дональд Трамп в свою очередь заявил, что решение президента Франции «не имеет значения».
И, правда, что это меняет?
Вот и премьер-министр Канады Марк Карни заявил, что Оттава будет активно работать над процессом создания палестинского государства.
Ну так и ООН давно решила: Палестинскому государству быть. А его нет. Даже если его и признают Канада и Франция, что изменится? И не факт, что признают еще. «В сентябре на ГА ООН» звучит почти как «после дождичка в четверг».
Может, все это просто спектакль перед Нетаньяху и Трампом? Попытка шантажа, торговли или еще чего…
— Макрон пытается в лице Франции создать центр силы в Европе, а это значит, что в этой борьбе за иллюзорное лидерство, в основе которого лежат личные амбиции французского президента и его известных всем покровителей, хорошо все то, что входит в противоречие с позицией США, — убежден доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— В этом контексте и следует рассматривать публичные инициативы Макрона — то он коалицию желающих помочь Украине лоббировал со своим непосредственным участием, теперь вот Палестину решил признать…
Все это свидетельствует о том, что Макрон принимает решения в рамках противостояния с администрацией Трампа, чтобы продемонстрировать свое влияние (как он считает) и политический вес.
В противном случае возникает вопрос, что ему мешало Палестину раньше признать. По вполне понятным причинам и Израилю, и США такое решение не нравится, но, похоже, Макрон осознанно делает все для того, чтобы создать такой эффект. Нельзя исключить, что делается это и с целью давления на США. По принципу — вы вводите пошлины, а мы признаем Палестину.
«СП»: В чем интерес Канады?
— Канада явно желает сохранить свою независимость и не хочет становиться 51-м штатом США. Поэтому их активность в противостоянии с американской администрации вполне понятна.
— Особых причин отказываться от намерения официально объявить о признании Государства Палестина в сентябре у Парижа сейчас нет, — уверен директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Список государств-членов ООН, в разное время принявших аналогичные решения, приближается к полутора сотням. Этот тренд затрагивает и европейские страны, скажем, в 2024 году об аналогичных решениях объявили Испания, Ирландия, Словения, а также не входящая в ЕС Норвегия. Лобби за признание Государства Палестина является весьма сильным и, например, среди правящих в Великобритании лейбористов.
Конечно, могут возникнуть ситуации, при которых Эммануэль Макрон может отложить официальное заявление о признании Государства Палестина. Например, если в преддверии такого объявления произойдет резонансное событие, в рамках которого Израиль будет пострадавшей стороной — как в случае атаки ХАМАС в октябре 2023 года.
Хотя и в этом случае у Парижа останется пространство для маневра — ведь Макрон уже сейчас дополнил тезис о намерении признать Государство Палестина призывами к разоружению ХАМАС и освобождению израильских заложников, находящихся в руках этого движения.
«СП»: Насколько при принятии решений Макрон руководствуется настроениями французских элит и общества?
— Можно вспомнить, например, что, по данным опроса YouGov, проведенного в мае 2025 года, 24% респондентов во Франции заявили, что в рамках конфликта на Ближнем Востоке симпатизируют Палестине и 18% - Израилю.
Симпатии к Палестине в целом более характерны для сторонников левых и лево-центристских сил, так что выступив с недавней инициативой, Макрон играет на именно на этом политическом поле. Впрочем, вряд ли чисто внутриполитические причины были здесь для Макрона решающими.
Поэтому скорее превалируют внешнеполитические мотивы. Например, стремление создать более благоприятный фон для работы со странами исламского мира, в том числе в качестве посредника.
«СП»: Израиль и США выразили недовольство заявлением. А что они сделают?
— Принципиальной необходимости бросать все силы на выкручивание рук Парижу по этому вопросу у США и Израиля нет.
Это не самый приятный для них шаг Франции, который может мотивировать сторонников признания Государства Палестина в других странах, но, все же в основном это символический жест. США скорее всего ограничатся заявлениями официальных лиц.
Публичная реакция Израиля может быть более резкой. Например, в 2024 году Израиль отзывал послов из европейских стран, которые объявили тогда о признании Государства Палестина.
«СП»: И что, Макрон откроет посольство в Палестине? И где посольство открывать? Столицей Палестины является Иерусалим, который США считают столицей Израиля…
— Можно вспомнить, например, что представительство России при Палестинской национальной администрации работает в Рамалле. Если Франция реализует свои намерения о признании Государства Палестина до конца, ничего не мешает ей пойти по тому же пути.
«СП»: Что вообще мешает всем признавать Палестину? ООН сказала же, что два государства…
— Во многих случаях страны, которые не спешат с признанием Государства Палестина, не хотят ссорится с Израилем или сталкиваться с прохладной реакцией США. Кроме того, часто имеет значение разделение по идеологическим признакам.
Во многих случаях, к признанию Государства Палестина тяготеют левые и лево-центристские силы, а правые относятся к этому более скептически.
Наконец, часто те, кто призывают не спешить с таким признанием, аргументируют это вопросами к уровню поддержки Палестинской национальной администрации среди самих палестинцев.
А также тем, что Палестинское Государство в любом случае будет нестабильным и подверженным влиянию радикальных группировок.
Так что решения отдельных государств о признании Государства Палестина вряд ли что-то меняет принципиально. А, например, предоставление Палестине полноправного членства в ООН в обозримом будущем на уровне Совбеза ООН будут блокировать США.