
Бывший командующий армией США в Европе Бен Ходжес, ныне занимающий пост аналитика Центра исследований европейской политики во Флориде, призвал НАТО продемонстрировать свою готовность напасть на Калининград.
«Русским нужно знать, что мы готовы сделать что-то вроде уничтожения Калининграда. Это часть сдерживания. Русские знают, что Калининград уязвим из-за своего расположения. Он окружен Литвой, Польшей и Балтийским морем, где доминируют страны НАТО», — заявил отставной генерал-лейтенант армии США.
По его словам, уничтожение Калининграда является частью более масштабной стратегии.
«Это линия обороны на восточном побережье Балтики, которая не является линией в прямом смысле, а представляет собой оборонительные сооружения, простирающиеся от Фенноскандии до Польши и Черного моря, что позволяет сдерживать Россию от нападения на восточный фланг НАТО. Если русские решат напасть, они, скорее всего, выберут Латвию. Но им нужно понять, что они потеряют Калининград сразу из-за ударов, которые уничтожат все их дальнобойное оружие. Радары и так далее исчезнут в первые же часы», — пригрозил бывший военный деятель.
Кстати, в 2023 году он обещал, что ВСУ быстро и успешно завоюют Крым. А еще раньше — что «Литва и Польша задушат Калининград за неделю». Правда ни один из его прогнозов на данный момент, как известно, не сбылся.
Но Ходжес, хоть и «ястреб» до мозга костей, всего лишь злобный военный пенсионер-русофоб. Да и работа сейчас у него такая — говори, что хочешь, отвечать не придется.
В то же время нельзя отрицать тот факт, что страны Североатлантического альянса давно точат зуб на самый западный регион России.
С чем связан такой интерес к нашей Калининградской области хорошо объяснил в своем Телеграм-канале военный эксперт, бывший замкомандующего оперативным командованием ДНР Эдуард Басурин:
«Находясь почти в тылу НАТО, регион способен контролировать важнейшие направления и фактически представляет собой „военный щит“ на западных рубежах России. Это своего рода „Брестская крепость“, которая может доставить альянсу большие неприятности».
Другое дело, что Россия никогда не выказывала намерений подобные неприятности странам альянса доставлять. Гнала взашей только тех, кто приходил к нам с мечом. Поэтому и все походы на запад русской (и советской) армии всегда были освободительными.
Вместе с тем, Запад в милитаристском угаре опять тешит себя иллюзией «настоящей» войны с Россией. И даже демонстрирует готовность перейти от слов к делу.
Так, пару недель назад командующий армией США в Европе и Африке генерал Кристофер Донахью пригрозил уничтожением Калининградской области — якобы ради сдерживания России на восточной границе НАТО. По его словам, регион со всех сторон окружен странами-участницами Североатлантического альянса, что позволяет им «стереть его с лица земли в неслыханные сроки». «Мы это уже спланировали», — процитировало военачальника издание Defense News.
Донахью, к слову, известен как последний американский военнослужащий, покинувший Афганистан в ходе вывода войск США из этой страны в 2021 году. Но понимает ли этот генерал, что удар по Калининградской области будет означать начало третьей мировой, которая неизбежно приведет к обмену ядерными ударами? Ведь должен, казалось бы.
Но главное, что в России, как дал понять помощник главы государства, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев, «планы западников относительно Калининграда известны уже давно».
«Могу прокомментировать их единственно возможным образом. Калининградская область — это неотъемлемая часть России и любое военное посягательство на нее встретит немедленный и сокрушительный ответ с применением всех имеющихся у нас сил и средств, предусмотренных военной доктриной и основами государственной политики в области ядерного сдерживания», — заявил Патрушев в преддверии Дня Военно-морского флота.
С другой стороны, все эти военные приготовления НАТО больше похожи на какую-то игру — если бы реально хотели воевать, то помалкивали бы и копили силы, а не болтали попусту. Но тем не менее. Насколько такая угроза реальна?
Этот вопрос «СП» адресовала политологу-американисту, ведущему научному сотруднику Центра исследований проблем безопасности РАН Константину Блохину:
— На самом деле они считают, что уже ведут войну с Россией по полной программе. Руками Украины ослабляют Россию — наносят удары беспилотниками по российским городам, аэропортам, базам стратегической авиации, планируют и проводят террористические акты
Поэтому разговоры о подготовке нападения на Калининград не являются каким-то пределом. Они давно все «красные линии» перешли.
В принципе, все эти «ястребы» натовские мыслят в одном направлении. Они уверены, что Россия никогда не ввяжется в широкомасштабную войну с силами альянса — недостаточно политический воли. Мол, она даже с киевским режимом до сих пор не может разобраться. Как бы оружие ядерное у нас есть, только воли недостаточно это оружие использовать.
Все наши действия на Западе рассматривают как показатель слабости. Даже то, что мы выступаем с точки зрения здравого смысла и призываем к переговорам, они тоже воспринимают как слабость. Потому что побеждающая сторона о переговорах не просит и не является их инициатором.
Прямо скажу, «голубей» там нет. Там «ястреб» на «ястребе», условно говоря. Какие-то изменения в политической траектории у них там в последнее время наметились только из-за Трампа.
Но не потому, что он любит Россию, а потому что у него просто другие внешнеполитические приоритеты.
«СП»: Понимают ли натовцы, что удар по Калининградской области или по любой другой российской территории будет означать начало третье мировой, которая неизбежно приведет к обмену ядерными ударами?
— Понимают. Иначе, не только оружие на Украину поставляли бы, но и сами там воевали своими регулярными силами. Но они считают, что такими мелкими шажочками, такими укусами, вроде бы комариными, могут многого добиться. Одни укус — это же не повод начинать третью мировую. Зато когда этих укусов несколько тысяч, условно говоря, противника можно довольно-таки сильно ослабить.
Они считают, что мы не осмелимся идти на военное противостояние с Западом.
«СП»: Мы можем их переубедить? Как-то дать понять, что у нас силы для этого имеются…
— Возможности есть. Но все упирается в одно — в использование этой силы. Мы когда-то поставки «Джавелинов» ВСУ называли «красной линией», но с тех пор чего-только Запад не поставлял на Украину — «Хаймарсы», «Пэтриоты», танки «Абрамсы», истребители F-16 и Mirage 2000, сейчас идет обсуждение, что «Таурусы» поставят.
Они ждут от нас конкретных действий и конкретных шагов. Поэтому, когда будет желание России пересечь эти «красные линии», пойти по лестнице эскалации, вот тогда, возможно, они что-то поймут. Призывы к переговорам, изменения в ядерной доктрине и даже испытание нового оружия — все это их не впечатляет, к сожалению.
Западники — это народы действия. Они понимают только конкретные шаги и силу.
«СП»: Что же такое должно произойти, чтобы мы эту силу показали?
— Все зависит от высшего военно-политического руководства. Потому что показать на что мы способны можно было даже в самом начале СВО. И в любой период после.
Но мы, я думаю, надеемся на здравый смысл, надеемся на изменение международной среды, что страны Запада как бы придут в себя, увидят, что ситуация не в их пользу, и опосредовано свою агрессивную позицию изменят.
Ничего подобного. Психология Запада основывается исключительно на принципе силы. «Мир через силу», напомню, это основной тезис Трампа на внешнеполитическом треке. Поэтому, когда мы действуем сдержано и хладнокровно, наши оппоненты воспринимают это как слабость и пораженчество. И начинают еще больше усиливать давление на Россию.
Тут, повторюсь, нам помогут только конкретные жёсткие шаги и действия. А поводов американцы и европейцы дают для таких шагов массу.