
Заксобрание Владимирской области лишило жителей региона права избирать глав своих муниципалитетов. За поправки в ряде нормативных актов после 6 (!) минут обсуждения проголосовали 37 депутатов, трое — против. Реформа местного самоуправления, больше похожая на его ликвидацию, тяжёлой поступью шагает по стране.
Теперь вносить в местные Советы кандидатуры в главы районов и округов сможет только глава исполнительной власти региона. Сейчас это Александр Авдеев. И хотя свой выбор он будет делать исходя из предложений местных партий, Общественной палаты, Совета муниципальных образований, формируется своего рода губернаторский фильтр.
«Вертикализации» власти в регионе, распространение её посредством такого «фильтра» ещё и на самый нижний — муниципальный уровень, прошла на фоне системного упразднения с 2024 года сельских и городских советов и администраций. Останутся только районные. Эти новшества успешно провернули уже в 13 районах Владимирской области.
Естественно, под соусом заботы о людях. «Надо улучшать качество жизни во всех населенных пунктах… В том числе и в селах… Думаю, что в округе будут распределены средства так, что будет улучшаться качество жизни не только в городе, но и в районе», — готовила общественное мнение ещё весной глава Заксобрания Ольга Хохлова.
Забить финальный гвоздь в крышку гроба местного самоуправления губернатор доверил подчинённым. Представляла пакет законов о смене избранных глав назначенцами заместитель Авдеева по внутренней политике Татьяна Адулова. А голосовали «за» депутаты, подчинённые губернатору по линии «Единой России».
«Данная норма повысит значимость институтов гражданского общества, в частности политических партий и указанных общественных объединений», — польстила собравшимся депутатам перед голосованием замгубернатора. Цинизм, умение называть белое чёрным — теперь необходимое качество для любого госслужащего?
Основным оппонентом ликвидации местного самоуправления выступил Антон Сидорко из фракции КПРФ. Он напирал на её необязательность. Ведь закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» позволяет регионам сохранять двухуровневую систему, если они того захотят. Зачем бежать впереди паровоза?
«Если местные Советы, к примеру, не будут утверждать предлагаемую кандидатуру губернатора, что тогда? — продолжил свои атаки коммунист Сидорко. — И будет ли какое-то право у губернатора распустить Совет?.. Если кандидатура губернатора будет несколько раз отклонена местными Советами, по сути, будет коллапс власти, какой выход?»
Итог взаимной пикировки был таков, что главному коммунисту области ничего не оставалось, как резюмировать: «Это низводит местное самоуправление до нуля».
Ещё один представитель левой оппозиции — справедливоросс Сергей Бирюков оспаривал закон менее рьяно, в стиле «и нашим, и вашим». Мол, его партия исключительно за прямые выборы глав органов местного самоуправления, но может жителям новая система всё же принесёт некие бонусы? Стоит ли говорить, что ответ на такой беззубый вопрос нашёлся.
Неутешительный итог голосования для жителей Владимирской области, жаждущих самим решать свою судьбу на местном уровне, видимо, объясняется личной позицией губернатора Авдеева.
В условиях установленной многие годы назад жесткой вертикали хилой плетью оппозиции мощного обуха власти не перешибёшь.
Владимирцам остаётся только завидовать тем субъектам федерации, соотношение сил в которых, таково, что позволяет продавливать решения в интересах территорий.
Кстати, «откусали» эту норму на федеральном уровне именно коммунисты. «С подачи КПРФ Госдума приняла поправки, чтобы регионы сами решали, нужна ли им такая реформа. И некоторые национальные республики поправками уже воспользовались», — напомнил на недавнем съезде в Снегирях первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин.
Речь идёт о таких грандах федерации, как Татарстан (раис республики Рустам Минниханов стал фронтменом движения регионов за сохранение местного самоуправления, убедив в необходимости попридержать коней спикера Госдумы Вячеслава Володина), Якутия, Крым, Чечня — всего числом 18.
С недавних пор к ним присоединилась Хакасия. Губернатор Валентин Коновалов наложил вето на закон о переходе на одноуровневую систему местного самоуправления, принятый Верховным советом республики под руководством его давнего оппонента из «ЕдРо» Сергея Сокола. Так Хакасия стала флагманом борьбы за самоуправление.
«Опираясь на мнение большинства жителей и следуя своим убеждениям, я этот закон подписывать не стал… Несмотря на противодействие наших оппонентов, на информационное давление, на откровенные провокации, КПРФ сохраняет позиции ведущей политической силы в Хакасии», — объяснил на съезде свою позицию Коновалов.
Однако во Владимирской области предпочли взять пример с другой группы из более чем 20 регионов, которые безропотно выбрали политическое самооскопление, упрощение, отказ от сложной, но гибкой системы ради повышения пресловутой управляемости (ещё несколько территорий решили придерживаться смешанного варианта), предложенной центром.
Очевидно, это и есть торжество федеративного устройства страны. Каждый регион сам решает, по каким нормам ему жить у себя дома.