
Украине стоит согласиться на временную утрату части территории ради выживания, потому что вернуть эти земли «в короткие сроки и без значительных потерь» даже при всей поддержке Запада она сейчас не в состоянии. Такой совет дал незалежной натовский отставной генерал, а ныне президент Чехии Петр Павел.
«Но мы никогда юридически не признаем эти территории российскими», — заявил чешский лидер в интервью Би-Би-Си.
По мнению Павела, было бы несправедливо, если бы Запад давил на Киев, требуя «немедленного освобождения всех захваченных территорий». Приоритетом, считает политик, «является сохранение украинского народа».
Гораздо эффективнее экономическое давление на Москву, которое могут оказать Европа и США. Почему-то в его представлении состояние российской экономики настолько плачевное, что «рано или поздно, если эти меры будут применяться, у России не останется другого выхода, кроме как сесть за стол переговоров, что она до сих пор отказывалась делать».
А вывод делается совсем уж фантасмагорический. «Если после окончания конфликта Украина станет членом Евросоюза, войдет в единый рынок и пройдет реконструкцию, жители оккупированных территорий поймут, что им гораздо лучше жить на Украине, чем в России», — прогнозирует Павел. Потому что для Москвы, как он выразился, они сейчас «граждане второго сорта».
На самом деле, если судить по стремительному полету мысли президента Чехии, трудно не заметить, насколько искаженное восприятие реальности у человека.
О каком, например, сохранении украинского народа может идти речь, если нынешняя власть превратила страну в концлагерь, где людоловы атамана Зеленского ежедневно бьют, калечат и убивают людей. А сам он смертями граждан продлевает себе политическую жизнь и набивает карманы.
Потом, с чего Павел взял, что его хитрый план с «временной оккупацией» сработает.
Как сказал недавно во время встречи на Валааме с белорусским лидером Александром Лукашенко Владимир Путин, Россия не захватывает территории в ходе специальной военной операции, а возвращает свои. Поэтому то, что вернем — это навсегда, чтобы там себе бывший натовский генерал не напридумал.
Разница в том, что в Евросоюзе уход всей Украины под РФ воспринимается как конец ее государственности, тогда как из России это видится как спасение братского народа. По сути, Павел и подобные ему европейские лидеры защищают нацистский режим, абсолютно бесчеловечный, в пику России. Судьба украинцев их не волнует.
Стоит ли нам переубеждать европейцев или это бесполезно, и надо просто делать то, что считаем нужным?
Этот вопрос «СП» адресовала кандидату политических наук, профессору Академии труда и социальных отношений Павлу Фельдману:
— В сложившейся ситуации тратить время и ресурсы на переубеждение европейцев нет никакой необходимости. Поскольку Украина для них не идеологически близкое государство, а инструмент, который используется для «сдерживания», как они говорят, России. В качестве государства с ограниченным суверенитетом она необходима им как разделительная линия, как такой бесконечно кровоточащий окоп между территорией НАТО и Российской Федерацией. Поэтому Павел дает совет, позволяющий в том или ином виде, пусть с усечёнными территориальными границами, но сохранить Украину в качестве этого прозападного инструмента сдерживания России.
В данном случае он употребляет возвышенную формулировку «суверенное государство», которая к современной Украине не имеет никакого отношения, и по сути, маскирует ею то, чем страна с 2014 года для Запада на самом деле является. Это прокси-квазигосударство, прокси-сила, которая обслуживает коллективные интересы Европы и Соединенных Штатов Америки.
«СП»: Почему он вообще решил, что Россия согласится с его хитрым планом?
— Здесь в словах Павела чувствуется когнитивная ошибка. Он, видимо, слышал выступление президента РФ на коллегии Министерства иностранных дел летом 2024 года, но воспринял лишь половину заявленного главой российского государства. Путин тогда ведь говорил не только о необходимости признания территориальных реалий и уважении к Конституции РФ со стороны Украины. Он по-прежнему настаивал на необходимости денацификации и демилитаризации «незалежной». Поэтому вариант, при котором Украина как ящерица отбрасывает хвост — т.е. отдает России четыре ее новых субъекта, и при этом остается в качестве враждебной по отношению к Москве прокси-силой Запада, не принимается. Москва никогда на него не согласится.
То есть президент Чехии просто предлагает Украине выкрутиться из ситуации малой кровью. Да, пусть будут территориальные потери, но при этом она самосохранится в той уродливой, националистической форме, в которой есть на сегодня. Потому что именно в этой форме она и нужна коллективному Западу.
Но этот вариант не сработает. Такая форма обмана и манипуляции никогда не будет эффективна в отношениях с современной Россией.
«СП»: Мало того, чешский лидер считает, что российская экономика разваливается, поэтому сейчас якобы очень подходящий момент для США и Европы, чтобы на нас давить…
— Для человека, представляющего все-таки бывшую страну соцлагеря и разбирающегося в нашей культуре, в российской политике, такие заявления звучат особенно нелепо. Он должен понимать, что для России на сегодняшний момент специальная военная операция — это борьба за будущее. То есть это экзистенциальный конфликт.
И даже если удастся создать Москве какие-то новые экономические проблемы (хотя она уже адаптировалась к санкциям и ограничениям), это не остановит Россию от стремления к достижению целей специальной военной операции. Речь идет о нашем суверенитете, о существовании российского государства в исторической перспективе. Поэтому мелкими экономическими пакостями заставить Россию свернуть с этого пути просто невозможно. И те, кто так полагает, совершают огромную глупость.