
Снятие российским МИДом моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности наземного базирования открывает новую реальность, заявил зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев.
«Заявление МИД России о снятии моратория на размещение ракет средней и меньшей дальности — это результат антироссийской политики стран НАТО. Это новая реальность, с которой всем нашим оппонентам придется считаться. Ожидайте дальнейших шагов». — написал Медведев на своей странице в соцсети.
Ранее Министерство иностранных дел РФ заявило, что Москва больше не считает себя связанной этим мораторием. В министерстве указали, что «Российская Федерация инициативно прилагала усилия к поддержанию сдержанности в указанной сфере», однако ее действия «не встретили взаимности». В частности, западным странам предлагалось ввести запрет на развёртывание таких ракет, который могли бы поддержать государства Азиатско-Тихоокеанского региона.
«США и их союзники не только открыто обозначили планы по размещению американских наземных РСМД в различных регионах, но и уже значительно продвинулись в практической реализации своих намерений», — отмечает внешнеполитическое ведомство РФ.
Поэтому Россия «более не считает себя связанной соответствующими ранее принятыми самоограничениями» в условиях, когда ее неоднократные предостережения были проигнорированы и «ситуация развивается по пути фактического размещения наземных РСМД американского производства в Европе».
Решение о конкретных мерах будет приниматься руководством страны «на основе межведомственного анализа масштабов развёртывания американских и других западных РСМД наземного базирования, а также общего развития ситуации в области международной безопасности и стратегической стабильности», отмечает МИД России.
Как известно, в начале июня замглавы российского внешнеполитического ведомства Сергей Рябков объяснил грядущее снятие моратория необходимостью «реагировать на появление новых и притом весьма чувствительных ракетных угроз».
Заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова, полковник в отставке Андрей Кошкин обращает внимание на призыв зампреда Совбеза ожидать дальнейших шагов со стороны России.
— Именно эта мысль сопряжена с новой реальностью, о которой говорил Дмитрий Медведев. В прежней реальности Россия предлагала путь стабилизации и разрядки напряженности, даже взяла курс на самоограничение.
То есть сама себя связала себя мораторием о нераспространении ракет средней и меньшей дальности в Европе и в других уголках мира, в одностороннем порядке, если этого не сделают Соединенные Штаты и западные государства.
«СП»: Какие конкретно шаги Запада вынудили нас изменить свою позицию?
— Мы знаем, что на 2026 год запланировано размещение в Европе американских сухопутных ракет Tomahawk и Dark Eagle, что нарушает стратегический баланс и несет для нас угрозу. Принятие такого решения, подготовка к размещению, вынуждает нас освободиться от самоограничения и также готовить размещение ракет меньшей и средней дальности, в том числе ракеты средней дальности «Орешник», чтобы нейтрализовать угрозу для Российской Федерации в этот важный момент.
Мы же помним, что в предыдущей реальности мы делали шаги по направлению к миру, хотя еще в 2019 году Дональд Трамп, будучи еще 45-м президентом США, в одностороннем порядке отменил действие ДРСМД.
«СП»: Он уже тогда был весьма своеобразным миротворцем…
— При этом американцы тогда безосновательно обвинили Россию в нарушениях договора. Хотя наша сторона провела брифинг, раскрыла некие элементы ракеты, по которой у США были претензии.
Мы показали, что она никак не может превышать радиус применения ракет меньшей дальности. Но западным странам этого и не нужно было — как известно, на тот брифинг представители блока НАТО не прибыли, хотя для их военных это могло быть весьма интересным.
И сейчас Трамп, заявляющий о своей борьбе за мир и «предотвращении пяти войн», обостряет ситуацию в Европе. И в сложившейся ситуации европейские страны идут на все, лишь бы только Соединенные Штаты не ушли из Европы.
«СП»: В чем особенности новой реальности, о которой заявил Медведев?
— В ней формируются весьма сложные отношения, которые необходимо выстраивать.
Конечно, главными виновниками осложнений являются США, но западные СМИ и ведущие тамошние политики этого признавать не станут, они будут говорить об агрессивности России и необходимости размещения американских ракет как средства защиты.
Политолог Павел Данилин напомнил, что в эти дни исполняется шестая годовщина выхода США и России из договора по РСМД.
— Американцы вышли из него 2 августа 2019-го, а мы — 5 августа. Другое дело, что мы сразу после этого, в сентябре 2019 года, объявили мораторий на размещение ракет средней и малой дальности.
Этот мораторий был призывом к американцам возобновить поиск возможностей, с привлечением Китая, к соглашениям по ограничению размещения стратегических наступательных вооружений.
«СП»: На это призыв был ответ?
— Некоторый интерес со стороны американцев в отношении нашего предложения наблюдался в начале 2022 года, но он был не слишком выраженный.
Учитывая, что мы в декабре 2021 года представили меморандум по Украине и коллективной безопасности, то этот слабый интерес Соединенных Штатов можно было рассматривать, как дополнительное зондирование условий выполнения и оттягивание принятия решения.
Поэтому после начала СВО вопрос с меморандумом сошел на нет, но мы формально свою приверженность мораторию не дезавуировали.
В общем, переговоры завершились, даже не начавшись. Они наш меморандум проигнорировали, мы свой мораторий держали, хотя и условно — то есть в любой момент могли от него отказаться. И вот сейчас, когда прошла встреча на Валааме Владимира Путина и Александра Лукашенко, и была объявлена дислокация «Орешника» на территории Белоруссии, формально необходимо было отменить этот мораторий, что и было сделано.
«СП»: Мы отказались от моратория исключительно ради размещения «Орешника» в Белоруссии?
— Ничто не удерживает Россию от размещения «Орешника» и иных ракет средней дальности, а их у нас теперь будет достаточно много, в других странах.
Белоруссия — это первый шаг. Затем возможно появление подобных ракет на территории Корейской Народной Демократической Республики, вкупе с комплексами ПВО, типа C-400, а также более продвинутыми. Это позволит создать хорошие зонтики безопасности, обеспечить стабильное развитие Северной Кореи на годы вперёд.
Не исключено размещение подобных средств на территории российских военных баз за рубежом и интерес к ним со стороны некоторых стран Латинской Америки и Карибского бассейна.