
7 августа Избирательная комиссия Иркутской области зарегистрировала кандидатом в губернаторы первого секретаря регионального обкома КПРФ, депутата Госдумы Сергея Левченко. Решение членами комиссии было принято единогласно.
Ранее Левченко успешно преодолел муниципальный фильтр, когда собрал 262 подписи депутатов региональных муниципалитетов и местных глав как верхнего, так и нижнего уровней.
Кроме того, Сергей Левченко предложил своим соперникам из «Единой России» (от нее выдвинут действующий губернатор Игорь Кобзев), «СРЗП» (кандидатом является Лариса Егорова) и ЛДПР (поддерживает Виктора Галицкого) «Соглашение о честных выборах», предложив после ознакомления подписать его.
Как известно, Сергей Левченко был главой региона в 2015—2019 гг. На выборах в 2015-м он победил во втором туре тогдашнего губернатора Сергея Ерощенко. За время его руководства регионом валовый региональный продукт вырос на 19%, увеличились доходы от лесного комплекса, уровень преступности снизился на 15,68%.
Что побудило снова выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора — с этого вопроса начался разговор «СП» с Сергеем Левченко.
— Потому что я очень много сил и времени жизни отдал на то, чтобы поднять Иркутскую область, вывести ее на путь развития, а она, похоже, начала валиться. И я на это спокойно смотреть не мог.
«СП»: Что изменилось в области после вашего ухода с поста руководителя?
— Начнем с бюджета: если пересчитать на инфляцию, даже официальную, он опустился до уровня 2018 года. Если я государственные долги снизил в три раза, с 27 млрд рублей до 11 миллиардов, то сейчас они выросли до 59 млрд, да еще и планируется к концу года набрать кредитов до 74 млрд. Кому за взятые средства потом расплачиваться и каким образом — нынешнее руководство не отвечает.
Перестали на прежнем уровне помогать селу. Соответственно в аграрном секторе мы наблюдаем заметное торможение. Кроме того, из всех социальных объектов в области только одна школа строится более-менее по графику, а остальные возводятся с огромными задержками, причем порой с отставанием на год и больше. Прежде такого не было — мы нередко сдавали школу даже раньше, чем положено по сроку. Это касается многих социальных объектов.
«СП»: Как обстоят дела с зарплатами?
— При мне бюджетники стали вовремя получать зарплату. У них ведь наниматель — как раз губернатор, это его ответственность. Когда я пришел на должность главы региона, были огромные долги и перед работниками сельскохозяйственной отрасли, и перед бюджетниками.
Мне за год удалось поправить положение, поставить всё на нормальные рельсы. Многие успели подзабыть, как такое может быть, чтобы зарплата задерживалась. Но сейчас по многим направлениям снова поступает информация о задержках зарплаты — в учреждениях медицины, образования, культуры и так далее. Люди и без того получают всего по 30−35 тысяч, которые им еще и задерживают. Этого нельзя допускать категорически.
«СП»: Вы подготовили и передали оппонентам «Соглашение о честных выборах». Как считаете, подпишут?
— Не знаю, не стану гадать, подпишут или нет. Хочу сказать, что это наша традиция. Мы такие «Соглашения за честные выборы» предлагаем кандидатам в губернаторы подписывать с 1997 года. Случалось, подписывали все участники, было, когда не подписывали.
Здесь главное — наличие еще одного инструмента воздействия на избирательную кампанию, попытка сделать ее честной.
Чтобы можно было потом человеку сказать: ты же подписался! Понимаете, у нас в Сибири вообще таким вещам, обещаниям, придают очень серьезное значение в плане ответственности. Знаете, как говорят: по рукам, договорились! Когда таких вещей нет, порой человек считает себя свободным от моральных или еще каких-либо обязательств, и может жульничать, как угодно.
В общем, троим кандидатам мы соглашение передали. Как они будут себя вести — посмотрим. Конечно, могут сказать: не станем подписывать. Тогда возникнут вопросы к некоторым словам и поступкам, как бы они потом ни объяснялись.
«СП»: С мест уже поступают сигналы о грязных приемах оппонентов в борьбе с КПРФ. Как обстоят дела в этом плане в Иркутской области?
— Да ничуть не лучше, чем в других регионах. Потому что, к сожалению, правящая партия предпочитает бороться с коммунистами не на выборах, не при помощи программ или каких-то проработанных идей, которые она могла бы предложить людям для завоевания поддержки, а используя неполитические, неправовые варианты — например, не допуская на выборы.
Или снимают с выборов. В прошлом году было много таких историй по всей стране, когда кандидатов нашей партии или снимали с выборов, или не регистрировали в качестве кандидатов.
В нашей области тоже двоих кандидатов в мэры сняли с выборов по смехотворной, на мой взгляд, причине.
Там в документе должна была быть графа, где наш кандидат должен был поставить прочерк, потому что нет никаких цифр. Но графы нет, прочерка нет — значит, мы вас снимаем, так объяснили. Существуют какие-то юридические закорючки, которыми наши оппоненты пользуются.
В нынешнем году на выборах губернатора в Коми, как известно, тоже не зарегистрировали коммуниста Олега Михайлова, первого секретаря, депутата-одномандатника от всей республики, члена парламентской партии.
«СП»: Вам чинили препятствия в сборе подписей?
— На каждом углу. Уговаривали членов партии — наших депутатов, наших глав территорий — чтобы они не давали подписи за меня. Говорили, мол, не подписывайте.
Те отвечали: «Как я могу не подписать?» На это: «Ну, поезжайте куда-нибудь, в командировку, или заболеете, еще там чего-нибудь». Хотели не допустить меня для участия в выборах — опять же, это не выборная технология.
Однако наших депутатов и глав администрации всех уровней гораздо больше, чем нужно собрать подписей. И мы собрали, больше, чем требовалось, как бы нам палки в колёса ни вставляли.