
По прошествии пяти лет слово «пандемия» не уходит из информационной повестки. То всплывают скандальные истории вокруг вакцин, то Всемирная организация здравоохранения пугает новыми эпидемиями, а значит, нужны деньги на их предотвращение.
Но так ли все страшно, как нам иногда рассказывают? О возможных проблемах говорят и чиновники, и политики, и ученые, и фармпроизводители. Кто-то искренне переживает, а кто-то прикидывает потенциальные дивиденды.
Вирусолог, почетный профессор Гонконгского университета (КНР) Малик Пейрис считает, что новая пандемия неизбежна, это лишь вопрос времени, и человечество должно уделять больше времени для подготовки к ней.
«Нам действительно необходимо уделять гораздо больше внимания тому, как мы справимся с будущими пандемиями, поскольку возникновение новой пандемии абсолютно неизбежно», — сказал он.
По словам ученого, COVID-19 показал, что пандемии могут быть крайне разрушительными не только для здоровья, но и для экономического и социального благополучия.
Он также отметил, что в последние десятилетия вирусы животных стали передаваться человеку чаще, чем раньше, и новые вирусы появляются каждые три-четыре года. Наибольшую обеспокоенность вызывают респираторные вирусы, которые могут распространиться по всей планете в течение нескольких недель.
Заметим, что пандемиями нас пугают не первый год, особенно активно после COVID-19. В начале 2024 года глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Аданом Гебрейесус предупреждал о возникновении в будущем новой пандемии, и организация даже обновила список патогенов, в который включила более 30 вирусов и бактерий, свободных вызвать масштабную эпидемию.
В мае 2025 г. Всемирная ассамблея здравоохранения (ВАЗ) одобрила резолюцию, которая зафиксировала результаты работы созданного в 2021 г. Межправительственного переговорного органа для подготовки и согласования проекта соглашения по предупреждению пандемий, обеспечению готовности к ним и реагированию на них. Россия ее не одобрила.
При рассмотрении итогового доклада МППО российская делегация напомнила о первопричине, побудившей начать переговоры о разработке Соглашения — махинациях коллективного Запада и западных фармацевтических гигантов во время пандемии COVID-19.
«Российская Федерация выстраивает работу в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации в здравоохранении, исходя из интересов российского народа, приоритетов в области защиты здоровья населения, национальных правил, норм и стандартов, с опорой на Конституцию Российской Федерации», — подчеркнуто в сообщении постпредства РФ при отделении ООН в Женеве.
И как тут не вспомнить все скандалы, связанные с ковидной пандемией, разбирательство по которым в некоторых странах, а также в Евросоюзе, идут до сих пор. Коррупция, паника, банальное воровство масок друг у друга, а главное — беспрецедентное политическое и экономическое давление, с которым столкнулся мир. Не случайно многие эксперты заговорили о том, что в будущем пандемии могут использоваться в качестве геополитического инструмента.
Генеральный директор Института региональных проблем политолог Дмитрий Журавлев с трудом верит в естественное происхождение ковида.
— Я как раз стою на позиции его искусственного появления. Если нужно, еще раз это сделают. А вот в естественный процесс не очень верится.
«СП»: Возможно использование пандемии для решения геополитических вопросов?
— Ее и тогда для этого использовали. Ее же запускали не ради интереса. Если она запущена искусственно, значит, запущена ради какой-то цели.
«СП»: Какой?
— Страх среди своих и, как следствие, отказ от демократических принципов. Атака на чужих. Одних напугать — они не будут вякать и задавать вопросы: «Куда деньги делись?» Других будут уничтожать. И то, и другое хорошо.
«СП»: От кого, на ваш взгляд, такой удар наиболее вероятен?
— Думаю, все-таки от Запада. Развитие таких технологий в первую очередь идет на Западе. Сейчас Индия подтягивается, но она еще какое-то время будет догонять. Китай, конечно — но зачем ему это? Он и так идет к успехам, это не его интересах.
А вот Штаты понемногу начинают терять лидерство, им нужно что-то такое. Я не говорю, что это будет делать нынешний президент, но кто знает, как поведет себя следующий.
Старший научный сотрудник Центра европейских исследований Владимир Оленченко считает, что идет нагнетание напряженности.
— Сочетается нагнетание и политической, и военной, и экономической, и экологической напряженности. Безусловно, возникает вопрос: а не носит ли это все скоординированный характер?
Для того чтобы производить такие действия, нагнетать напряженность, нужны крупные финансы. Люди, которые ими располагают, в основном ассоциируются с США. Они и ранее на эту тему высказывались.
Можно долго подбирать факты или, наоборот, опровергать, но главное в том, что для развития какой-то темы нужно финансирование. Кроме того, нужны средства доставки информации — СМИ, интернет.
Все это сейчас, на мой взгляд, больше генерирует отрицательные эмоции, чем эмоции сбалансированные, не говоря уже о положительных.
Надо также учитывать, что нынешняя Всемирная организация здравоохранения не оставляет впечатления самостоятельности (я имею в виду ее нынешнее руководство).
Все это вместе порождает много вопросов и много разных напряженностей. Если задаться целью и проанализировать, то, наверное, если спадает военная напряженности, то появляется эпидемиологическая.
Спадает эпидемиологическая — появляется экономическая, кто-то что-то недопроизвёл, скоро будет голод
«СП»: Какие-то уроки мы все извлекли из ковидной истории…
— Мы, Россия, свою систему здравоохранения, если говорить применительно к эпидемии, достаточно хорошо отрегулировали. Насколько я понимаю, она в хорошем состоянии. Плюс провели модернизацию медицинских структур практически повсеместно и здорово подтянули медицинский персонал. С этой точки зрения, думаю, выводы сделаны.
«СП»: А с политической точки зрения уроки извлечены?
— Мы свою линию всегда проводили четко и ясно — сбалансированный подход, нормальные международные отношения, сотрудничество и координация. Ничего не поменялось, есть только стремление к тому, чтобы это осознали и другие страны.