
Саммит ШОС в китайском Тяньцзине стал площадкой для обсуждения ключевых вопросов глобальной политики. Одна из важнейших тем — это вооруженный конфликт в Украине, хотя в итоговом документе саммита он не упоминается, обратили внимание в Reuters.
Выступавшие на пленарной сессии мировые лидеры отметили свои усилия в мирном процессе, однако потребовали реформировать систему международного управления. Сейчас она заточена под Запад, уверены лидеры Глобального Юга, пишет швейцарское издание Neue Zürcher Zeitung (NZZ).
Премьер-министр Индии Нарендра Моди большую часть своего выступления посвятил Украине, пишет India Times. Он подтвердил, что регулярно обменивается мнениями с Владимиром Путиным по поводу мирного урегулирования (на полях саммита состоялась очередная двусторонняя встреча лидеров).
Накануне саммита вступили в силу американские пошлины (25 процентов дополнительно к уже имеющимся 25 процентам, итого 50) против товаров из Индии. Дональд Трамп несколько раз настойчиво пытался созвониться с Моди, но тот категорически отказался общаться с американским президентом, подтверждают источники немецкого издания Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ).
Издание пишет, что Моди «обиделся» на Трампа из-за многих оскорбительных заявлений (например, о том, что экономика Индии «мертвая», а индийский народ «платит за убийства» в Украине). При этом Моди, игнорируя Трампа, на саммите ШОС демонстративно близко общался с Путиным и лидером Китая Си Цзиньпином.
— Индийские СМИ и стратегические аналитики возмущены, так что в сфере публичной дипломатии дела у Вашингтона идут неважно. Люди задаются вопросом, почему Соединённые Штаты, которые на протяжении десятилетий выстраивали прочные партнёрские отношения с Индией, вдруг стали относиться к своему близкому стратегическому партнёру хуже, чем к некоторым из своих самых серьёзных конкурентов.
Китай не сталкивается с такими карательными пошлинами за масштабный импорт российской нефти, поэтому такое разное отношение трудно объяснить, — размышляет Алисса Эйрс, старший научный сотрудник по Южной Азии в Совете по международным отношениям (CFR).
Neue Zürcher Zeitung пишет, что Си Цзиньпин предложил использовать ШОС для создания более справедливой системы глобального управления, противопоставив ее «диктату некоторых стран» в международных делах.
Вот лишь некоторые позиции из программного выступления Си:
— отстаивать суверенное равенство;
— полностью, всесторонне и всецело соблюдать общепризнанные основополагающие нормы международных отношений, включая цели и принципы Устава ООН;
— придерживаться концепции глобального управления, основанной на широких консультациях, совместном вкладе и общих выгодах, укреплять солидарность и сотрудничество, выступать против односторонних действий;
— реформировать и совершенствовать систему глобального управления, чтобы обеспечить участие людей всех стран и возможность пользоваться плодами глобального управления.
Neue Zürcher Zeitung подчеркивает, что инициативу Си Цзиньпина поддержал не только Владимир Путин, но и все другие лидеры стран Глобального Юга. В частности, президент Турции Реджеп Эрдоган подчеркнул, что именно усилия Анкары, а не Вашингтона, позволили запустить мирный процесс на Украине сначала в 2022 году, а затем в 2025 году (в Стамбуле проходили все раунды двусторонних переговоров России и Украины).
Как пишет Sabah, Турция и другие страны Глобального Юга готовы выступать в качестве посредников и искать компромиссные решения, учитывающие интересы всех сторон. Но не плясать под дудку Запада.
По словам Путина, инициатива Си «актуальна в условиях, когда некоторые страны по-прежнему не отказываются от стремления к диктату в международных делах». Поддержка Путиным китайской инициативы свидетельствует о стремлении России укрепить сотрудничество с Китаем и создать альтернативный центр силы в противовес западному влиянию, пишет Neue Zürcher Zeitung. Фактически итогом саммита ШОС стало формирование мощного антизападного альянса.
— Саммит объединил лидеров, недовольных неопределённостью, вызванную действиями США. Страны Глобального Юга готовы сотрудничать с Вашингтоном, но могут обойтись и без него, — говорит в интервью CGTN Сунь Юнь, старший научный сотрудник и директор китайской программы в Центре Стимсона.