
Японии нужна не справедливость в вопросе Курильских островов, а ресурсы, заявил помощник президента России, председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев.
«Морские глубины около Курил обладают уникальной гидрографией, течения здесь выносят со дна корм для огромных косяков рыб. Так что в основе „озабоченностей“ Токио — чисто коммерческий интерес», — сказал он в интервью «Аргументам и фактам», приуроченном к Дню победы над милитаристской Японией.
Неужели, все дело в ресурсах? Или в борьбу за острова вмешиваются куда более серьезные игроки?
— Коммерческий интерес, безусловно, присутствует, тем более, Япония — бедная ресурсами перенаселенная страна, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Но сводить все к этому неправильно. Вопрос территорий — болезненный и принципиальный для любой страны, и он выходит за рамки сугубо рационального.
Для любого японского политика официально отказаться от северных территорий — самоубийственно. Территориальные конфликты и споры — самые затяжные, не имеющие легкого и быстрого разрешения.
«СП»: Там и с военной точки зрения всё очень серьёзно.
— Несомненно, военно-политический аспект тоже присутствует. Американцы утыкали весь Тихий океан своими базами с опорой на дружественные им островные или прибрежные режимы — Японию, Ю. Корею, Тайвань. В первую очередь, это создает проблемы Китаю. Но и нам, конечно, тоже.
«СП»: По словам Патрушева, Токио готовит почву для новых территориальных претензий к Москве. Что это может быть за почва? На что они рассчитывают? Какие у них есть рычаги давления на нас?
— Территориальные вопросы выдвижением притязаний не решаются. Как говорится, приди и забери, если можешь. Все остальное — словесная шелуха. Готова ли Япония к военному конфликту с Россией? Вряд ли.
Могут ли ее подтолкнуть и спровоцировать на такой конфликт те же американцы? Теоретически возможно, но фактически это будет означать развязывание Третьей мировой войны.
«СП»: Как мы можем противодействовать? Нужна ли координация действий с Китаем?
— Безусловно, координация с Китаем нужна, тем более, у него тоже давние исторические счеты с Японией. Думаю, это было бы лучшим ответом на все японские притязания.
«СП»: Япония нам экзистенциальный враг? Сможем ли мы когда-либо перевернуть эту страницу? Или тут дело далеко не только в островах? Напряженность в регионе — это на десятилетия?
— Не думаю, что Япония — именно экзистенциальный враг, но долгосрочный противник и конкурент — определенно.
С Токио возможно прагматическое сотрудничество, как это и было до недавнего времени, но при возникновении геополитического противостояния Япония всегда окажется по другую сторону линии фронта, это нужно понимать.
— На Курилах очень серьезные ресурсы, от которых бы не отказалась ни одна страна, не то, что Япония, а и Соединенные Штаты, — поясняет военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Там, на Итурупе, единственный в мире, я насколько, помню, запас рения. Есть золото, серебро, молибден, нефть, недавно газовый шельф новый нашли. Сейчас уже никого не проведешь, как это было в начале 90-х, когда говорили, зачем нам эти острова, там одни скалы, вот отдадим их Японии, они будут инвестиции всякие вкладывать. Хорошо, что этого не произошло. Хотя я помню, как тогда брошюрки в киосках продавались. Японское посольство оплатило это.
Ну, и с военной точки зрения, Курилы, безусловно, играют огромную роль в регионе. Не дают японцам создать нормальный плацдарм для атаки на Россию, который использовался, например, во время интервенции после Октябрьской революции. Когда Южные Курилы не принадлежали России по известным причинам, и Сахалин тоже.
Мы же не зря воевали за эти острова. Не зря для нас Вторая мировая война закончилась именно на Южных Курилах. И поэтому мы отмечаем День Победы над Японией 3 сентября.
Курилы — очень важная с военной точки зрения территория, которая не позволяют противнику контролировать эту часть Тихого океана.
Это не просто, как говорят иногда, контроль за Охотским морем, противодействие браконьерам и так далее. Это естественный барьер именно от плацдарма для нападения со стороны Тихого океана. Это важнейший военной барьер для России.
Думается, что острова нужны и японцам, и американцам, у которых в Японии один из крупнейших зарубежных контингентов.
«СП»: Патрушев также обратил внимание на резкую милитаризацию Японии…
— Действительно, за последние 5−7 лет Япония начала усиленную милитаризацию. Впрочем, правильнее будет говорить, что она началась с 2007 года, когда была создана организация КУАД, четырехсторонний диалог по безопасности между США, Японией, Индией и Австралией.
Тогдашний премьер-министр Синдзо Абэ был равноправным инициатором этого договора вместе с вице-президентом США Чейни.
Милитаризация Японии, наличие современного флота из двух десятков подлодок, из вертолётоносцев, безусловно, представляет для нас опасность. Она оттягивает наши силы в Тихоокеанский регион из ключевых районов, прежде всего, из европейской части. Вот и сейчас, даже во время СВО, мы вынуждены держать на той границе достаточно большой гарнизон, плюс Тихоокеанский флот и так далее. Прежде всего из-за угрозы со стороны США, их баз в Японии и Южной Корее.
Но чем больше будет у Японии и Южной Кореи собственных вооруженных сил, тем больше ресурсов нам придётся туда оттягивать, чтобы избежать нападения на Курилы, Сахалин, а потом дальше уже и на Камчатку. Об этом говорят меньше, чем о опасности для Калининграда, но это, безусловно, тоже болевая точка для нас.
«СП»: Американцам острова так важны? У них нет других точек для наращивания силы?
— У США достаточно точек, где они имеют серьезное присутствие. Помимо Японии и Южной Кореи, это, конечно, Тайвань, Филиппины, это Гуам, район спорных островов Спратли и других. Сейчас США рассматривают этот регион, прежде всего, как место для противостояния с Китаем, но про Россию они не забывают ни на минуту.
«СП»: Не пора ли нам создать совместный военный блок с Китаем?
— Китай, начиная с конца 70-х годов — после того, как у них после смерти Сталина не получился военный блок с Советским Союзом, такие союзы заключать не хотят.
Но сегодня они, конечно, дрейфуют в военно-политическом плане в сторону России.
На только что на закончившемся саммите ШОС Си Цзиньпин прямо сказал, что мы должны бороться с запугиванием со стороны Запада. Россия с Китаем, безусловно, будут наращивать военно-политическое взаимодействие, имея в виду угрозы со стороны США.
Впрочем, Китай сам понимает, что если будет какое-то военное противостояние с США, то Россия вмешиваться напрямую не будет, как Китай, допустим, не вмешивается в СВО. Но какая-то помощь со стороны России военно-политическая, она будет в любом случае.
Да, понятно, что КНДР ни боеприпасами, ни людьми, ни чем-то другим не помогала бы нам без согласия Китая, главного своего союзника. И Россия тоже, если вдруг будет тайваньский конфликт, чем-то поможет.