
Агентство Reuters попыталось раскрыть секреты постоянных метаний Дональда Трампа в своей редакционной статье «После дипломатической атаки на Украину и сектор Газа Трамп пересел на пассажирское место». Но самое главное в этой статье — стало понятно, откуда растут ноги и торчат уши той истерики, которая разразилась в последние недели во всех странах восточного фланга НАТО.
И беспилотники в Польше, разрушившие крестьянский дом ракетой с F-16, и учения «Запад-2025», нацеленные едва ли не на немедленный захват Сувалкского коридора, ну и МиГ-31, дерзко прошедшие по границе территориальных вод Эстонии.
Ответ прост: прибалтам попросту отказали в бесплатном корме, то бишь в финансовой помощи в их расходах на оборону от «агрессивного Путина». Впрочем, давайте ознакомимся собственно с текстом статьи, которую «СП» приводит с некоторыми сокращениями и короткими комментариями, показавшимися нам необходимыми.
— В конце августа представители Пентагона встретились с группой европейских дипломатов и принесли им жесткое послание: США планируют прекратить часть помощи в сфере безопасности Латвии, Литве и Эстонии — всем членам НАТО, граничащим с Россией.
Представитель Пентагона Дэвид Бейкер заявил, что Европе следует меньше зависеть от США, поскольку при президенте Дональде Трампе американские военные переключат свое внимание на другие приоритеты, такие как защита родины.
Некоторые европейские дипломаты опасались, что этот шаг может придать смелости президенту России Владимиру Путину.
В пятницу, возможно, они оказались правы. По данным Эстонии, российские истребители МиГ-31 вторглись в воздушное пространство Эстонии примерно на 10 минут, после чего их прогнали (смешно! — «СП») итальянские F-35. Россия отрицала нарушение воздушного пространства Эстонии, заявив, что её самолёты пролетали над нейтральными водами.
Спустя несколько часов российские самолёты пролетели над польской нефтяной платформой, сообщила Варшава. На прошлой неделе в Польше были сбиты российские беспилотники.
Реакция США на эти инциденты пока что была сдержанной. Трамп несколько часов не комментировал последнее вторжение, а затем заявил, что это может обернуться «большими неприятностями». После инцидента в Польше на прошлой неделе он загадочно написал в своём приложении Truth Social: «Ну вот!»
Его ответы, по-видимому, соответствуют формирующейся тенденции. После нескольких месяцев выдвижения неожиданных идей по разрешению или посредничеству в некоторых из самых сложных конфликтов в мире, в последние недели Трамп практически отошел от дипломатии.
Вместо этого он позволил союзникам взять на себя инициативу, а в некоторых случаях и надавил на них, лишь смутно обещая помощь со стороны США.
Он все больше внимания уделяет внутренним проблемам США, таким как борьба с преступностью, противодействие тому, что он называет насильственным левым экстремизмом, и пересмотр визовой программы.
После напряженного лета дипломатии, включавшего прием Путина на Аляске, Трамп заявил европейцам, что они должны ввести карательные санкции против покупателей российской нефти, если они ожидают, что Вашингтон ужесточит финансовые санкции в отношении Москвы из-за ее действий на Украине.
После того как президент США потратил первые несколько месяцев своего президентства на попытки добиться прекращения огня между Израилем и палестинской боевой группировкой ХАМАС, в последнее время он игнорирует шаги Израиля, которые, как может показаться, подрывают возможность заключения соглашения о прекращении войны в секторе Газа.
То, что Трамп с подозрением относится к участию США в крупных конфликтах, в каком-то смысле неудивительно. Он два года вёл предвыборную кампанию, утверждая, что страна перегружена в военном отношении. Политические оппоненты называли его изоляционистом.
Но летом Трамп изменился. К огорчению некоторых консервативных политических союзников, в июне он бомбил ключевые ядерные объекты Ирана в поддержку воздушной войны Израиля. На конференции НАТО в Нидерландах, состоявшейся позднее в том же месяце, он дал понять, что поставит Украине новые системы ПРО Patriot. В июле он усилил угрозы санкций и пошлин в отношении Москвы.
Теперь, по словам аналитиков, Трамп «возвращается в форму» (то есть решил сосредоточиться на внутренних проблемах США, надо понимать. — «СП»).
Аарон Дэвид Миллер, ветеран американской дипломатии и старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, заявил, что Трамп, возможно, просто осознал, что конфликты гораздо более трудноразрешимы, чем он себе представлял.
«Он не будет заинтересован в том, чтобы что-либо делать, пока не увидит, что затраченные усилия и политический капитал окупятся», — сказал Миллер.
За каждым поворотом политики президента вполне может последовать еще один резкий поворот, но уже в другую сторону. В апреле и мае он публично заявил о своём отходе от конфликта на Украине, но затем вновь активно занялся этим вопросом.
Более того, отстранение Белого дома от украинских событий не было абсолютным. В последние недели на Украину начали поступать американские вооружения в рамках совместной инициативы США и НАТО.
Тем не менее аналитики выразили обеспокоенность тем, что мягкая реакция США на последние действия России лишь подтолкнет Путина к более активным шагам.
«Дальнейшее отстранение США от мира приведет к еще более провокационным действиям со стороны Путина, поскольку он считает Европу слабее, поскольку ее можно разделить, особенно без поддержки США», — заявил старший научный сотрудник Атлантического совета Алекс Плицас. (Почему-то никто из американских аналитиков не задается вопросом: а что будет делать Путин с «покоренной Европой», зачем она вообще ему нужна? — «СП»).
Несколько европейских дипломатов в Вашингтоне в частном порядке выразили свое разочарование изменчивым отношением Трампа к России и предположили, что очередному ужесточению его позиции в отношении Москвы уже никто не поверит.
На саммите НАТО в июне Трамп осыпал похвалами европейских лидеров, а в следующем месяце неоднократно угрожал России прямыми и косвенными санкциями.
Однако саммит с Путиным не принес никаких прорывов и обернулся для Киева серьезным провалом: Трамп покинул встречу, заявив, что прекращение огня на Украине не является предпосылкой прочного мира — и это была позиция Путина, а отнюдь не европейских союзников Трампа.
В ходе напряженного телефонного разговора с европейскими партнерами 4 сентября Трамп заявил, что европейские страны ожидают, что США окажут им помощь, в то время как сами европейцы продолжают «поддерживать военную машину России, покупая российскую нефть», сообщили два официальных лица, проинформированных о ходе разговора.
На следующей неделе Трамп заявил представителям Евросоюза, что им следует ввести 100% пошлины на товары из Китая и Индии в качестве наказания за закупки российской нефти. Он назвал такой шаг предварительным условием для действий США.
Сторонники Трампа утверждают, что он лишь требует от Европы самой позаботиться о своей безопасности. Однако некоторые дипломаты чувствуют ловушку. Такие меры будет сложно быстро провести через бюрократию ЕС, особенно учитывая, что блок предпочитает санкции тарифам.
Пока неясно, изменит ли инцидент в Эстонии позицию Трампа в отношении России. Но уже ясно, что его администрация никак не отреагировала на письмо законодателей Эстонии, Литвы и Латвии, в котором они призвали пересмотреть план Трампа по прекращению части помощи в сфере безопасности.
При этом один из представителей Белого дома выразился предельно холодно: «многие из наших европейских союзников входят в число богатейших стран мира. Они вполне способны финансировать эти программы, если захотят».