«Союзники дорого стоят, и по большей части они ненадежны...»
Сергей Караганов

Избирательные комиссии 20 субъектов Федерации, где проходили прямые выборы высших должностных лиц, подвели окончательные итоги голосования. Об этом сообщила председатель ЦИК РФ Элла Памфилова. По ее словам, в региональные избиркомы поступило всего шесть особых мнений членов комиссий с правом решающего голоса, все они от КПРФ.
Что происходило за кулисами выборов? Об этом «СП-ВИДЕО» рассказал общественно-политический деятель, доктор исторических наук Николай Платошкин.
«СП»: Явка составила 47%. Вы были на избирательных участках в трех регионах, видели тех, кто приходил голосовать. Много было народу? Кто эти люди, которые пришли на избирательные участки?
— Я побывал в Хакассии, где в Черногорске в борьбе за пост мэра победила представитель КПРФ Елена Гопина. Также я присутствовал на выборах губернатора Иркутской области. Приходили в основном бюджетники по рекомендации работодателей или студенты, мобилизованные вузами.
Николай Платошкин: Корейские чеболи, японские дзайбацу и наш «АвтоВАЗ» — одного поля ягоды
Китайская «Черри» уходит из России, на авторынок рвется Южная Корея
Интересно заметить, что в Хакассии голосование длилось всего один день. И ничего, все получилось. Я вообще считаю, что трехдневное голосование абсолютно не нужно. Это затрудняет работу наблюдателей. Бюллетени остаются на ночь в избирательной комиссии. Никаких наблюдателей в это время там нет. Что происходит с бюллетенями — не совсем ясно.
«СП»: Драматично развивались события в Иркутской области. Там за пост губернатора боролись действующий губернатор Игорь Кобзев и кандидат от КПРФ Сергей Левченко. Левченко — фигура в этом регионе не случайная. Он возглавлял горком КПСС города Ангарска, в 90-х руководил обкомом КПРФ в Иркутской области, с 2015-го по 2019-й год уже занимал здесь пост губернатора. Он знает регион — и люди его знают, причем самый активный, возрастной электорат. Почему жители Иркутской области не выбрали Левченко?
— Избиратели, к сожалению, не предпочли никого. Они предпочли дома остаться. В Иркутской области была самая низкая явка по стране. В целом по России явка на региональных выборах составила 47%, а в Иркутской области — 30%.
С такими результатами, как у Левченко, в 2015 году был бы второй тур. Учитывая явку, выходит, что за единоросса Кобзева проголосовали 18% избирателей Иркутской области.
И вообще странно получается: в Иркутской области проголосовали 30%, а единоросс Кобзев якобы получил 60%. Вот вам грустная арифметика. Населению удалось внушить, что выборы ничего не решают, поэтому оно и не ходит на избирательные участки.
СМОТРИТЕ В СП-ВИДЕО
Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube. Смотрите все передачи СП-ВИДЕО
«СП»: Много было людей, которые пришли на избирательные участки, а не голосовали электронно?
— Повторяю: на выборы никто не ходит. На одном участке нам сказали: «У нас явка высокая!». Мы приехали туда, а там общежитие МВД рядом. То есть бюджетники пришли, причем в основном в пятницу, когда работодатели могли их побудить к этому. Да, в пятницу на избирательных участках были явка и оживление.
Но мое общение с избирателями на улицах Иркутска, Ангарска показало другое: людям все равно, они понимают, что за них все решено. Это очень опасная вещь. Как развиваться обществу, если в выборы не верят? Это может привести к тому, что доверия ни к какой власти не будет, потому что ее не выбрали, а назначили.
Бандиты с платной дороги: Чиновник предложил самый эффективный способ расчленить Россию
Было четыре побора, станет пять: Как объяснить Росавтодору, что налоги и обираловка — вещи разные
«СП»: Вы достаточно долго были в Иркутской области и наверняка в курсе нюансов предвыборной кампании. Сколько потратил на выборы действующий губернатор и сколько кандидат от КПРФ Сергей Левченко?
— Я специально запросил данные. Любой кандидат обязан обнародовать свои траты на избирательную кампанию, они есть на сайте ЦИК. И что мы видим? Кандидат от КПРФ Сергей Георгиевич Левченко потратил 7 700 000 рублей.
Но, чтобы вы понимали, Иркутская область — по территории где-то две Франции. А действующий губернатор Кобзев потратил на свою избирательную компанию 52 миллиона рублей. Причем меня знаете что поражает? А зачем губернатору вообще, собственно, тратиться?
Он должен рассказывать, что сделал. Но губернатор Кобзев ни на одни дебаты не пришел. Правда, везде висели баннеры: «Кобзев на связи». С кем и где на связи — не расшифровывалось. А вот его оппонент Сергей Левченко от КПРФ был на всех дебатах. Равные ли это условия?
«СП»: А «грязные технологии» использовались? Были скандалы, нарушения? Я слышала, в Липецкой области не обошлось без этого. Что там произошло?
— В Липецке был арестован весь тираж предвыборной газеты КПРФ. Были проведены обыски в отделении областного комитета партии, на его на руководителей заведены уголовные дела, которые расследуются до сих пор. А потом — и административные дела против местного руководства КПРФ. Это означает, что люди, скорее всего, не смогут баллотироваться в Госдуму через год.
«СП»: Единственный кандидат от КПРФ, одержавший победу на региональных выборах — Елена Гопина, ставшая мэром Черногорска в Хакассии. В чем секрет ее победы?
— Замечу, что она обошла представителя «Единой России». И там была настоящая конкурентная борьба: оппонент Гопиной от «ЕР» набрал 28%, а Елена Эрнестовна — 29,2%. Так что успех непростой.
Но Гопину хорошо знают в городе, ее дети ходят в обычную школу, она руководит турагентством, которое приносит приличный доход в бюджет города и всей Хакассии. Но главное — она не боялась идти к людям, разговаривать о проблемах и признавать их.
Трамп едва не купил Урал вместо Гренландии — но прокуратура быстро сняла лот с торгов
Заманчивое предложение для американского президента обошлось «продавцу», едва не развалившему страну, в 90 тысяч. Рублей
За несколько дней она провела пять встреч в трудовых коллективах, причем это были порой непростые разговоры. Но люди оценили, что Гопина в курсе всего: сколько платят за вход на стадион для детей, какие тарифы ЖКХ, где нужен ремонт улиц.
«СП»: Вы объехали три региона во время этих выборов. Увидели новых, ярких политических лидеров?
— Как только на горизонте появляется какая-то неординарная личность, возбуждаются уголовные, административные дела. В Иркутске, например, сняли с выборов на пост главы района кандидата от КПРФ. Молодого, активного парня сняли. А потом его еще и избили неизвестные лица. Он подавал в суд на избирательную кампанию, требовал, чтобы его восстановили, но этого не случилось. Вот такие методы.
«СП»: Вы не первый раз участвуете в выборах, у вас в этом плане большой опыт. Скажите, что такое выборы сегодня? Это бизнес, как в 90-х, или это просто управленческое задание?
— Проблема в том, что люди не верят в выборы, а значит, не верят и в легитимность власти. Это опасная вещь. Понимаете, если ты сам эту власть выбрал, ты понимаешь, что от твоего голоса что-то зависит. У тебя и к стране другое отношение. Человек думает: «Это мой выбор, моя страна». А сейчас все решают за избирателя. И как к такой администрации относиться? Это очень опасная тенденция.