
Президент США Дональд Трамп вновь повторил свое предложение России и Украине остановиться на текущей линии фронта и «договориться о чем-то позже», передает пул журналистов Белого дома.
«Трамп заявил, что они с (президентом России Владимиром) Путиным не обсуждали Донбасс, и повторил свое желание, чтобы обе стороны «остановились на линии фронта». «Россией занято уже 78% территории. Они смогут договориться о чем-то позже», — говорится в сообщении.
При этом, как сообщает Reuters, Трамп опроверг, что обсуждал с украинскими представителями возможные уступки территорий Киевом. Однако в собственном интервью он говорил, что «Путин что-то возьмёт — он уже завоевал определённые территории». То есть, как ни крути, будут продавливать идею с заморозкой по ЛБС с признанием российскими тех территорий, которые она де-факто контролирует, но с признанием опять же только де-факто?
— Трамп говорит то, что он считает нужным говорить, — считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Соединенные Штаты не могут взять и отдать России значительную часть Украины, это будет рассматриваться, как слабость Соединенных Штатов и как в какой-то степени предательство даже не Украины, а общезападного дела, каковым является Украина. Поэтому Трамп говорит о заморозке, исходя из двух позиций, во-первых, он как бы дает стартовый запрос — требования на переговорах. И во-вторых, он тем самым пытается все-таки заставить Москву хоть где-то, в чем-то пойти на уступки. Пока у него не получается.
«СП»: При этом сдачу Донбасса он все же обсуждает? Публикации в американских СМИ как бы намекают…
— Трамп не может сказать, что он обсуждал передачу России территории Донбасса. Как я сказал, это будет рассматриваться как слабость Трампа, как то, что он пошел на уступки Владимиру Путину. Но, скорее всего, сливы в СМИ действительно касаются правдивой информации. Возможно, идея, как Путину получить то, что он хочет без продолжения СВО, без поражения Украины, после которого Путин может получить еще больше, вот это будет предметом переговоров. Но еще раз: Трамп продавливал, продавливает и будет продавливать Зеленского на односторонние территориальные уступки. А Зеленский сопротивлялся, сопротивляется и будет этому сопротивляться до тех пор, пока чувствует за собой поддержку Европы.
Он пытается делать все возможное, чтобы максимально затянуть конфликт. Цель Зеленского — сорвать намечающееся российско-американское сближение по украинскому вопросу. Не исключено, что через какие-то провокации или эскалацию. Он пытается не просто сорвать сближение Москвы и Вашингтона, но еще и добиться более активного втягивания США в этот конфликт, потому что без Штатов он победить не может. Исходя из всех нынешних раскладов, всем понятно, что позиции Зеленского фактически ничтожны, но он ждет черного или серого лебедя. Надеется, что этот лебедь появится, поэтому его задача — тянуть время.
«СП»: А что нам будет обещать Трамп в обмен на согласие?
— Трамп может обещать нам все что угодно, это не имеет никакого значения. Есть российская Конституция, по которой мы не можем отказаться от своих территорий. И вместо того, чтобы нам что-то обещать, ему нужно искать варианты обхода конституционных и общественных ограничений, которые не позволяют российской власти согласиться на эти предложения.
«СП»: С Зеленским они это обсудили уже?
— Обсуждать и предлагать могут все что угодно. Факт остается фактом. На сегодняшний день киевский режим не готов сдавать территории, не готов их менять. Для Зеленского сдача Донбасса в обмен на что-либо, неважно что, будет рассматриваться как серьезнейшее геополитическое поражение. Ну и, конечно, это приведет к краху его личной власти. Ему это точно не надо.
— Трамп хочет как можно скорее добиться определенного результата, чтобы вновь появиться перед американскими избирателями в образе успешного миротворца, — продолжает тему политический аналитик Кирилл Озимко.
— Мол, обещал за 24 часа остановить конфликт, получилось не так быстро, но остановил-таки! А заморозить конфликт по ЛБС — это самый простой вариант быстро прекратить боевые действия. Если начать обсуждать, кто и куда должен отступить, кто кому что должен передать — это может затянуться на долгое время, и план Трампа снова провалится.
«СП»: При этом Трамп говорит, что не обсуждал передачу России территорий. В то же время он заявил, что Путин «что-то возьмёт». То есть дает понять, что уступок не будет, скажите спасибо, что вам разрешат забрать то, что есть?
Вчера The Washington Post писала, что Путин в телефонном разговоре с Трампом потребовал, чтобы Украина отказалась от полного контроля над Донецким регионом, предложив взамен уступки по Запорожской и Херсонской областям. Это проверка нашей реакции или они так завуалированно предложение нам делают? На что расчет?
В то же время с Донбассом для Трампа вопрос, кажется, решен: та же WP пишет о давлении Уиткоффа на Киев насчет уступки оставшейся части Донбасса. То есть будет предлагать продать нам Донбасс за остальное?
— Расчет на то, что Россию устроит вариант получить контроль над ДНР, но уступить части Херсонской и Запорожской областей вместе с Херсоном и Запорожьем. Но как это может быть реализовано, если эти регионы в своих полных границах официально приняты в состав России — остается под большим вопросом. Да и в целом, как это может остановить конфликт, если территориальный вопрос как таковой не решает проблему первопричины спецоперации — существование киевского режима, тоже не совсем понятно.
«СП»: А что Зеленский? То он заявляет, что «отступления из Донбасса не будет, и точка». То говорит, что «мы не должны отдавать Путину ничего дополнительного». Значит, границы 1991-го уже все? Как это все понимать?
— Зеленский не может не видеть реалий, он понимает, что границы 1991 года уже недостижимы. Но уступке Донбасса он все равно будет сопротивляться всеми возможными способами, потому что это будет означать конец его политической карьеры и, возможно, жизни. В украинской армии и обществе сформировалась немалая группа тех, кто хочет воевать до последнего, без компромисса. Эмоции взяли верх над разумом. Они могут обвинить Зеленского в «зраде» и развернуть в его сторону штыки.
«СП»: По-вашему, Трамп будет что-то обещать Москве в обмен на отказ от освобождения Запорожья и Херсона? Инвестиции? Снятие санкций? Совместные экономические мегапроекты? Означает ли это, что о Харьковской, Сумской и Днепропетровской областях речи вообще не идет? Освобожденные территории этих регионов предложат обменять на вывод ВСУ из Донбасса?
— Пока речь шла только о снятии части санкций, возобновлении нормального уровня дипломатических отношений, о совместных крупных проектах. Но решит ли этот «компромисс» проблемы России, связанные с киевским режимом? Ответ очевиден…
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».