Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Когда объявят отправление поезда Москва-Ереван

Кому выгодно, а кому нет разблокировка железнодорожной инфраструктуры Закавказья

1817
Когда объявят отправление поезда Москва-Ереван
Фото: Виталий Невар/ТАСС

Азербайджан готов пропускать российскую продукцию в Армению, заявил вице-премьер Алексей Оверчук.

«Два дня назад азербайджанская сторона нам подтвердила возможность использования железных дорог Азербайджана для транзита российской продукции через территорию Азербайджана на Армению. В этом смысле у нас тоже есть очень интересные подвижки. Сейчас «Российские железные дороги» вместе с коллегами в регионе решают вопросы, как организовать эти перевозки. Одновременно соответствующие поручения нами даны по линии министерства сельского хозяйства для того, чтобы осваивать этот новый логистический маршрут, — рассказал он.

Ранее президент АР Ильхам Алиев рассказал, что Баку будет пропускать в Армению казахские грузы, в частности зерно. То есть Армения выходит из блокады? Скоро можно будет снова доехать из Москвы в Ереван на поезде? Или пока рано об этом говорить?

Читайте также
Металлурги теряют прибыль, регионы России переходят в состояние хронических должников Металлурги теряют прибыль, регионы России переходят в состояние хронических должников Рецессия есть или еще нет? Падение основных показателей ведущих предприятий отрасли выявляет новую экономическую болезнь

— После распада СССР Азербайджан оказался монополистом в вопросе полноценного железнодорожного сообщения Закавказья с Россией, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.

— Всем известно, что курсирование поездов через Абхазию окончательно прекратилось летом 1992 года в связи с началом вооружённого конфликта и перспектив восстановления не имеет.

Более того участки железной дороги, примыкавшие к пограничной между Грузией и Абхазией реке Ингур разобраны с обеих сторон.

В советское время был проект соединения североосетинского города Алагир с Цхинвалом в Южной Осетии железнодорожной линией, которая должна была проходить параллельно Транскавказской автомагистрали (ТрансКАМ), но он остался на бумаге.

В качестве слабой альтернативы маршруту через Азербайджан можно назвать паромную переправу между российским Порт-Кавказ на Таманском полуострове и грузинским городом Поти, но мощности обслуживающих её судов невелики, а кроме того работающие на линии паромы не предусматривают возможности пассажирского сообщения.

Тем не менее долгое время основную массу перевозимого на этой линии составлял грузопоток между Россией и Арменией.

Ещё одним вариантом грузоперевозок между Россией и Арменией является Военно-Грузинская дорога, и здесь автотранспорт вполне конкурирует с железной дорогой.

Единственный минус этого маршрута — сильная зависимость от лавинной опасности на перевалах в холодное время года. Кстати, ТрансКАМ в этом плане в разы безопаснее, но после 2008 года он используется только для связи с Южной Осетией.

Транзит через Грузию — единственная реальная возможность сухопутного сообщения Армении с Россией. Через Иран — далеко и дорого, причём только автомобилем (железнодорожного сообщения у Армении с Ираном нет, зато оно есть у Азербайджана) плюс не обойтись без морского участка по Каспию в связи с тем, что Туркменистан проводит политику жёсткой самоизоляции и неохотно разрешает транзит по своей территории. Ну и обход Каспийского моря по суше — ещё то удовольствие, делающее перевозку золотой в буквальном смысле этого слова.

«СП»: Скоро ли по-вашему может отправиться первый поезд Москва — Ереван, да ещё и с выбором — через Тбилиси ехать или через Баку?

— Чтобы это произошло, нужен всего лишь один пустяк — в корне поменять всю систему исчисления межгосударственных тарифов на пассажирские перевозки в странах постсоветского пространства. Не все из нас представляют, что если мы едем из одной страны бывшего СССР в другую, то тариф за расстояние пути исчисляется в швейцарских франках по определённой ставке, после чего пересчитывается в местные валюты.

И получается так, что за проезд полусотни километров между двумя городами по разные стороны границы приходится пассажиру раскошеливаться на такую же сумму, за которую можно проехать пятьсот километров внутри страны.

В результате такой тарифной политики получается, что лететь самолётом или ехать автобусом оказывается в разы выгоднее.

— Сейчас основной путь для поставок товаров между Россией и Арменией — грузовым автотранспортом через территорию Грузии, — напоминает политический аналитик Михаил Нейжмаков.

— Среди проблемных моментов использования этого маршрута — периодическое перекрытие движения, прежде всего из-за снежных заносов в холодное время года.

«СП»: Маршрут через Азербайджан выгоднее, чем через Грузию. Долгие годы, учитывая отношения России и Грузии — безусловно было так. Но сегодня у нас с Баку едва ли не такие же проблемы, как с Тбилиси…

— Если железнодорожный маршрут, связывающий Россию, Азербайджан и Армению будет восстановлен, возможные охлаждения между Москвой и Баку могут создавать риски для его функционирования, но, скорее всего, не слишком длительные.

Обратим внимание, что даже на пике кризиса в российско-азербайджанских отношениях летом 2025 года в августе состоялось заседание Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между государствами, где обе стороны говорили о необходимости продолжения диалога в экономической сфере.

Конечно, стороны, скорее всего, рассматривали это мероприятие как шанс для подготовки к «разрядке» по политическим вопросам.

Но и намерение не терять выгоду в рамках экономических, в том числе, транспортно-логистических проектов (как МТК «Север-Юг») там также присутствовало.

Читайте также
Хороший понт дороже денег: Эстония давно поняла этот принцип и изобразила из себя оружейного монстра Хороший понт дороже денег: Эстония давно поняла этот принцип и изобразила из себя оружейного монстра В Прибалтике быстро сообразили, как одурачить ЕС на миллионы евро

При этом не разрешенные до конца разногласия между Баку и Ереваном и вполне возможные внутриполитические кризисы, через которые может проходить Армения, могут замедлять реализацию практических мер для возобновления такого сообщения.

«СП»: Насколько, по-вашему, реально запустить по новой железнодорожную сеть на Кавказе, существовавшую во времена СССР?

— В августе 2025 года президент Азербайджана Ильхам Алиев говорил о возможности завершения строительства азербайджанского участка железнодорожной линии до границы с Арменией в 2026 году.

Никол Пашинян примерно в тот же период упоминал о возможности, что у России могла бы возникнуть «заинтересованность в инвестициях с целью восстановления» части железнодорожной инфраструктуры в Армении, в том числе до границы с Азербайджаном. Но на тот момент более конкретных данных по поводу таких перспектив приведено не было.

В случае с Арменией стоит учитывать и политический фактор — приближение парламентских выборов, которые должны пройти в июне 2026 года.

Хотя тема реализации транспортных инфраструктурных проектов в стране наверняка будет подниматься Николом Пашиняном в ходе предвыборной гонки, на время решающего этапа этой кампании и, возможно, после нее, когда будет решаться вопрос о новом составе правительства, переговоры на эту тему, в том числе, с потенциальными инвесторами, могут замедлиться.

«СП»: Кому это будет выгодно, а кому нет? Кто и как будет противиться?

— Понятно, что диверсификация транспортных коммуникаций Армении будет задевать экономические интересы Грузии. Но вряд ли Тбилиси будет как-то влиять на этот процесс.

Читайте также
Хороший понт дороже денег: Эстония давно поняла этот принцип и изобразила из себя оружейного монстра Хороший понт дороже денег: Эстония давно поняла этот принцип и изобразила из себя оружейного монстра В Прибалтике быстро сообразили, как одурачить ЕС на миллионы евро

Скорее, главным вызовом для реализации планов восстановления железнодорожного маршрута, связывающего Россию, Азербайджан и Армению будет инерция, в том числе, связанная с необходимостью поиска финансовых средств на восстановление необходимой инфраструктуры.

«СП»: В азербайджанских тг-каналах пишут, что прорыв блокады Армении сработает на Пашиняна, поскольку армянскому обществу, который привыкнет к свободному доступу в Армению товаров из внешнего мира, будет уже тяжело расстаться с этим. Выходит, нам это невыгодно? Едва ли Москва стала бы подыгрывать Пашиняну остаться еще на один срок…

— Николу Пашиняну на пути к парламентским выборам-2026 действительно важно продемонстрировать практические результаты переговоров с Баку, которые в том или ином виде влияли бы на повседневную жизнь широкой общественности.

В этом контексте он и его сторонники вполне могут апеллировать к темам, так или иначе связанным с разблокированием коммуникаций в регионе.

Скажем, сторонники премьера Армении могут заявить, что возможность транзита грузов в эту страну через Азербайджан (в том числе, благодаря восстановлению железнодорожного сообщения с этой страной в будущем) потенциально может означать снижение цен на некоторые виды товаров, предложение которых внутри страны таким образом увеличится.

В целом разблокирование транспортных коммуникаций в регионе в чуть более отдаленной перспективе действительно может привести к постепенному укреплению в Армении лобби (в том числе из представителей бизнеса), ориентированного на развитие отношений с Баку и Анкарой.

Логика действий России здесь, скорее всего, будет строиться на необходимости сохранения собственного экономического влияния в Армении, в том числе, путем участия в крупных инвестпроектах и, по возможности, защиты интересов ориентированного на Москву местного бизнеса.

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Алексей Куринный

Член комитета Госдумы по охране здоровья, кандидат медицинских наук

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня