«Субсидии банкам по льготной ипотеке больше, чем бюджет получит от повышения НДС…»
Татьяна Куликова



Президент США Дональд Трамп заявил, что венгерский премьер-министр Венгрии Виктор Орбан просил его исключить Венгрию из санкций против российской нефти.
«Он просил исключить, но мы пока не дали разрешения, но он просил», — сказал Трамп журналистам.
Как же так? Орбан главный союзник Трампа в ЕС, некоторые считают его «смотрящим» от Трампа в Европе — так неужели нельзя пойти навстречу?
Сам Орбан, кстати, собирается в США на встречу с Трампом, которая назначена на 7 ноября. По его словам, после его визита в Белый дом проведение саммита РФ — США в Будапеште может стать ближе, кроме того, венгерская сторона также рассчитывает заключить крупное двустороннее экономическое соглашение.
Венесуэла готова! Война Трампа в джунглях не станет «маленькой и победоносной»
Оказывая давление на Каракас, Вашингтон имеет ввиду исключительно китайскую нефть
Что ж Трамп «кидает» союзника с нефтью? Можно ли рассчитывать на какой-то успех этой «связки», и сможет ли Россия что-то извлечь?
— Он не «кидает» своего союзника, — считает кандидат исторических наук, политолог и этнолог Вадим Трухачев.
— Трамп отстаивает интересы США так, как он их понимает. А он их понимает так, что Россию надо выгнать с энергетического рынка Европы. Орбан же заботится о Венгрии, и ему всё равно, чьи газ и нефть. Главное — чтобы они были, и подешевле. Хотя на деле венгры вовсю заменяют российские энергоносители — хотя говорить у нас об этом по понятным причинам не принято.
«СП»: Насколько, по-вашему, крепки отношения Венгрии и США, и Орбана и Трампа лично? На чем они основаны?
— Отношения США и Венгрии скрепляет членство в НАТО. Но они могут колебаться в зависимости от того, кто конкретно в данный момент в каждой из стран находится у власти. Трамп и Орбан — оба консервативные прагматики, оба больше про деньги, чем про идеи.
Если, конечно, не брать идею Орбана о том, что для него первична венгерская нация и защита венгров за рубежом. Сейчас в основе их личных отношений лежит ещё и неприязнь к ним со стороны руководства ЕС, большинства европейских стран и «глубинного» государства в США.
«СП»: А есть ли у них серьезные разногласия? Российская нефть? Что еще?
— Главное расхождение — отношение с Китаем. В отличие от Трампа, Орбан старается выстраивать с ним тесные связи. Под Будапештом, например, есть завод «Хуавей». Китай даёт Венгрии инвестиции, и в этом плане отчасти возмещает средства, недополученные от более богатых стран ЕС. Плюс Орбан хочет от Трампа, чтобы он сильнее давил на Украину и ЕС по вопросу об автономии для венгров Закарпатья. Для Трампа это вопрос пустяковый, для Орбана — самый принципиальный.
Остальные разногласия на данный момент незначительны.
«СП»: Насколько прочна эта связка? Будут ли ее пытаться разорвать? Кто и как?
— Если нужно одно имя, то это Марк Рютте. Генсек НАТО и бывший премьер Голландии имеет с Орбаном давний конфликт, и прямо интригует против венгерского премьера. В Орбане он видит нарушителя антироссийской дисциплины. Через это он и ведёт работу с Трампом. А так — это всё руководство ЕС, Британия. Да много кто ещё.
«СП»: Может ли Орбан стать «смотрящим» от Трампа в ЕС?
— Орбан — достаточно яркий опытный и самостоятельный политик, чтобы играть роль вассала. Он значительно опытнее Трампа как политик. Роль «смотрящего» — это положение вассала, которое для политика такой величины просто оскорбительно. На эту роль Орбан никогда не согласится. Только партнёра — причём равного.
«СП»: А нам эта связка выгодна? Орбан заявил, что его встреча с Трампом приблизит саммит РФ и США в Будапеште. Так ли это?
— Встреча в Будапеште — это ещё и помощь Орбану перед предстоящими в Венгрии выборами. Нам выгодна любая связка, идущая не в ногу с нынешним руководством ЕС и НАТО.
«СП»: Какие еще выгоды мы можем из этого извлечь, кроме общения с Трампом через Орбана?
— Пока Россия не освободит хотя бы Харьков и Запорожье, ни Орбан, ни тем более Трамп не будут учитывать её мнение в должной мере.
И думать надо об этом, а не ловить движение бровью Трампа и постоянно повторяющиеся одинаковые заявления Орбана.
— Между Трампом и Орбаном хорошие дружеские взаимоотношения, именно поэтому вопрос об исключении Венгрии из санкций против России следовало задавать лично, а не через публичные обращения, — говорит доцент финансового университета при правительстве РФ Владимир Блинов.
— Приятельское расположение одно, а принципиальность в вопросах внешней политики — другое.
Пит Хегсет: Раз Пентагон — «министерство войны», то война неизбежна, тут уж мы постараемся
Politico: США грозит небывалая милитаризация, включая ядерную гонку вооружений
Как бы то ни было, именно подобное обстоятельство вряд ли сделает лидера Венгрии доверенным лицом Трампа в Европе, для Франции и Германии это государство слишком малозначительно, а его глава придерживается странных взглядов.
Личная встреча Дональда Трампа и Виктора Орбана, конечно, будет хорошим знаком для России, но вряд ли сейчас уместны публичные контакты глав России и США. Всем понятно, что договоренностей по Украине быть не может, а закулисные соглашения можно заключать и посредством скрытой дипломатии.
Именно второе сейчас наиболее уместно во взаимоотношении сверхдержав. Маневры Орбана в высшей политике, безусловно, хороший знак, но Россия справляется без его посредничества.
— За время президентства Трампа уже стало привычным, что он склонен к резкой смене позиций по ряду вопросов, и особенно тех из них, которые связаны с деньгами, — считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ежов.
— Тема новых санкций против российского нефтяного сектора — по сути та же история, и является звеном в попытке обеспечить дополнительные преференции для США. Учитывая прагматизм Трампа, высока вероятность того, что вопрос с исключением Венгрии из санкций против России не снят повестки дня, и станет предметом договорённостей. В случае, если такие договорённости все же будут достигнуты, возникает вопрос, что взамен…
Венгрия и так вызывает раздражение в ЕС, а Орбан отличается взвешенной реалистичной позицией. Не исключено возникновение ситуации, при которой Трамп может пойти на формат, который на его языке называется «сделкой» и сделать для Венгрии исключение, а Орбана возвести в ранг неформального медиатора в ходе регулирования взаимоотношений ЕС и США, а также ситуации на Украине.
Понятно, что ЕС будет пытаться активно этому противодействовать, но выбор Будапешта в качестве площадки для проведения потенциального саммита по Украине явно был выбран не случайно, и здравомыслящие европейские политики и чиновники это понимают.
«СП»: Может ли реально Орбан стать плодотворным посредником между нами и США?
— Орбан по факту может выступить посредником не только в урегулировании конфликта на Украине, но и в нормализации отношений с Европой. Поэтому для России эта связка вполне выгодна. Особенно в свете того, что центр влияния в Европе смещается в Будапешт, как бы это кому-то не нравилось.